РЖД
Красноярск
$ 66.4337 € 75.389
Срочная новость
Поисковые работы пропавших туристов в Приисковом продолжаются
Наши проекты
15:15
ЗАСТРЕЛИЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В ПЛЕН

ЗАСТРЕЛИЛСЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В ПЛЕН

Наша рубрика «Забытые имена» вернулась после летнего отдыха. И сегодня мы снова поговорим о тех, кто всегда на слуху, но про них мы ничего не знаем.
КРАСНОЯРСК СНОВА ОБНОВЛЯЕТСЯ
В этом году наш город сильно изменился. Появилась подсветка на зданиях и объектах. Засверкали Вантовый и Коммунальный мосты. Обновляются и появляются вновь парки и зоны отдыха. Пожалуй, самое громадное строительство идет на ул. Волочаевской, где строится развязка к Николаевскому мосту. Планируется, что она свяжет правобережье с улицей Копылова. А кто такой этот самый Копылов? Чем он прославился, что в ч есть его назвали улицу? Когда она вообще появилась, как раньше называлась, какая она сегодня? Об этом и будет наша статья.


ИСТОРИЯ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ

В конце 19 века на западной части Красноярска, за железнодорожными путями появился рабочий поселок путейцев – Николаевская слобода. Застраиваться она стала стихийно сразу после постройки депо и железнодорожных мастерских. Место это было незаселенное, от места работы недалеко, вот и начали люди обживать слободу. Назвали ее «Николаевской» в честь церкви Николаю Чудотворцу. А улицу в Николаевской слободе наименовали Боярской. По одной из версий на ее строительство выделили средства – меценаты благородных кровей.
Свое название слобода носит и по сей день, но в качестве второго – народного имени. В 1921 году, после прихода к власти большевиков ее переименовали в «Слободу III Интернационала», а вместе с ней другое название получила и улица Боярская – в честь Николая Мироновича Копылова.

РАБОЧИЙ, НАРОДНЫЙ ИЗБРАННИК И ПАРТИЗАН
Николай Миронович Копылов (1880—1919) по происхождению рабочий, участник восстания на Черноморском флоте в 1905 году. В 1917—1918 годах избирался членом Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов, членом губернского объединённого исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. С приходом колчаковцев ушёл в подполье, где возглавил партизанский отряд.
Это сухие строки энциклопедии, а за ними стоят судьбы многих людей, победы и поражения, взлеты и падения, доверие и предательство.
О Николае Копылове узнали лишь с приходом Советской власти. До этого он родился и жил, как и все. Но с приходом к власти большевиков сказались заслуги Копылова в 1905-м, когда он принял участие в восстании на Черноморском флоте, после истории с броненосцем «Князь Потемкин -Таврический». Уже в первые дни власти Советов Николая Мироновича выдвигают членом Красноярского Совета рабочих и солдатских депутатов, членом губернского объединенного исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. А в 1917 году бывшему столяру Красноярского паровозовагоноремонтного завода поручили возглавить «Ачминдор» — акционерное общество по строительству Ачинско-Минусинской железной дороги. Вот так из простых рабочих в управленцы-строители. И не важно, что не хватала опыта и образования, главно идеологически подкован, не из «бывших буржуев».
Конечно, если дать сыграть сапожнику на рояле Чайковского, когда он ни разу до этого не сидел за клавиатурой, мало что хорошего выйдет. Так получилось и Николаем Копыловым. За полгода его правления предприятие «Ачминдор» лишилось средств и кадров, а начавшаяся в 1918 году гражданская война разбросала железнодорожников по обе стороны баррикад. Одни встали на сторону «белых», другие поддерживали народную власть «красных».  В Красноярск пришел адмирал Колчак с корпусом бело-чехов. Советская власть пала и ушла в подполье.
Николай Миронович в июне 1918 года уходит на «нелегальную работу» в ты колчаковцев. Он создает подпольную группу, которая организуется в вооруженный партизанский отряд в районе нынешнего стеклозавода. Копылова на собрании избирают командиром.
В задачу группы входили диверсии на Трансибе. Они нападали и грабили эшелоны. Командование Колчака направляет карателей, чтобы уничтожить партизан. Николай Копылов и на этот раз больше столяр, чем командир. Не хватает опыта в тактике и стратегии при планировании нападений. Частые стычки с колчаковцами приводят к тому, что людей в отряде становится меньше и меньше.
Кроме того, между командиром и бойцами возникло противоречие.  Из-за политики Копылова, запрещавшей грабить мирное население, из отряда ушло большинство бойцов, несколько сотен сабель. В заснеженной тайге, без лошадей, с Николаем Мироновичем осталось 60 соратников, вооруженных 15 винтовками. Вскоре их осталось 12.
В ноябре 1919 года, когда к Красноярску уже приближалась Красная армия, на берегу реки Большой Кемчуг остатки партизан врасплох застают каратели. К тому времени у Копылова из-за ревматизма сильно распухли ноги. Он попытался убежать по глубокому снегу, но это ему удавалось плохо. Товарищи кинулись врассыпную, и, как ни звал их командир, никто не вернулся ему на помощь. Тогда, чтобы не попасть в плен Николай Копылов достал револьвер и выстрелил в себя, но лишь ранил. От боли он лишь поморщился и выстрелил еще раз, на этот раз попытка покончить с собой удалась.
После прихода в поселок красногвардейцев тела погибших партизан были перезахоронены в братской могиле. 28 сентября 1968 года на этом месте открыли   мемориальный комплекс. В честь погибших недалеко от Красноярска завод и поселок получили имя «Памяти 13 борцов». А 1921 году в честь Копылова назвали улицу на левом берегу.

ВШИРЬ И ВВРЕХ
Изначально на улице Боярской - Копылова застройка шла одно - двухэтажными домами. Так было до конца 1970 года.
В 50-е и 60-е годы прошлого века началось интенсивное освоение  северо-западной части Красноярска. Проспект Свободный стал единственной нить между строящейся территорией города и центром. Но вскоре стало ясно, что эта дорога уже не справляется с нагрузкой.
Именно в 70-е годы начали строительство альтернативной дороги. В 1977 году был сдан в эксплуатацию мост над путевым развитием ст. Красноярск – пассажирский, связавший  этот район с Центральной частью города. Мост получил название «копыловский». В это же время здесь появляются первые современные дома. Ими стали пятиэтажные «ленинградки» по улице Менжинского под №13, 14, 14 «а», 17, 18, 18«а», а первыми на улице Копылова стали два девятиэтажных панельных дома 97-ой серии под № 48, 70.
Улица Копылова является наикратчайшим путем из центра города в северо-западную часть Красноярска.
Она начинается в Железнодорожном районе от улицы Робеспьера, пересекая железнодорожные пути, уходит в Октябрьский район города, где раздваивается в районе ул. Волочаевской. Историческая часть улицы идет по прямой и заканчивается пересечением с улицей Серова. Основная часть, соединяясь с улицей Годенко, образует единую магистраль Копылова – Тотмина, которая проходит через всю северо-западную часть города. После ввода развязки к Николаевскому мосту, улица Копылова станет «артерией», которая соединит северо-запад и центр Красноярска с правобережьем – улицей Свердловского.
Четная сторона улицы Копылова застроена исключительно панельными многоэтажными зданиями 97-ой серии. Нечетная сторона, из современной застройки, представлена тремя десятиэтажными панельными домами 97-ой серии, построенными в середине 2000-х годов. На участке между улицами Копылова и Красной Армии, на месте снесенных двухэтажных деревянных бараков, построенных в середине 1930-х годов, в конце 2014 года был разбит сквер. Площадь сквера составила почти 1,2 га. Также на Копылова установлен памятник первому губернатору Енисейской губернии А. П. Степанову.


ДЛЯ СПРАВКИ:
В 1957 году по неизвестной причине решением исполкома Красноярского горсовета № 827 улицу Копылова переименовали в улицу Березовскую, но 11 ноября 1960 года решением исполкома Красноярского горсовета № 179 ей вновь вернули имя Копылова.      
В истории Красноярска был еще один Копылов - это губернатор Енисейской губернии Василий Иванович Копылов. (годы правления с 1835 по 1845). Он прославился тем, что значительно улучшил медицинское обслуживание населения, а губерния стала основным золотодобывающим регионом в Сибири. По его инициативе была создана первая губернская публичная библиотека.

Андрей Иванов
(по материалам kraskompas.ru)

Фото: kraskompas.ru/Фотохроники/ fotostrana.ru/ feelek.livejournal.com



Автор: Андрей Иванов
Другие материалы рубрики
СТОЛБИСТ, КРАЕВЕД, СТАВЛЕННИК СУРИКОВА
Улица Каратанова – одна из самых коротких в Красноярске. На ней всего шесть домов, три перекрестка, а протяженность всего 366 метров. Но вот история у нее богатая. Достаточно сказать, что именно на ней было поострено первое в городе каменное здание – Воскресенский собор, а также ратуша и одноэтажный дом с помещением городского общественного управления и гостиный двор. Да и имя ей дано в честь славного человека. Он прославился не ратными подвигами, не революционными идеями, а своим талантом художника. Имя ему Каратанов Дмитрий Иннокентьевич.
25.10.2018 - 16:08
ОТЕЦ «КРАСНОГО ТЕРРОРА»
Сегодня в рубрике «Забытые имена» речь пойдет о самой длинной улице Красноярска. Пожалуй, не одна из других улиц так тесно не переплетена с историей города, а по названию и страны в целом. Ведь имя она носит фактически второго человека молодого государства, созданного большевиками – Якова Михайловича Свердлова, которого соратники знали по кличкам «Андрей», «Смирнов», «Макс» и «Михаил Пермяков». А в народе его запомнили, как «кровавого отца Революции».
19.10.2018 - 15:41
МУЖ И ЖЕНА НА КАРТЕ КРАСНОЯРСКА
Улица Вейнбаума пересекается с улицей Ады Лебедевой, поэтому супруги вместе навсегда.
10.10.2018 - 17:49
РАДИСТ, ПОКОРИВШИЙ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
В Красноярске в микрорайоне Взлетка есть улица имени Героя Советского Союза Анатолия Дмитриевича Алексеева. Специально или по воли случая, но на месте бывшего аэропорта множество улиц названы в честь советских летчиков. Вот и Алексеев один из них. Его судьба тесно связана с Красноярском, поэтому жители этой улицы имеет полное право с гордостью именоваться «алексеевцами».
04.10.2018 - 15:52
СТАЛ ГЕРОЕМ И КРАСНОЯРЦЕМ
В августе 1988 года решением исполкома Красноярского горисполкома № 222 одной из улиц тогда активно застраивающегося жилого массива Ветлужанка было присвоено имя нашего земляка Вениамина Владимировича Вильского. По этому поводу прошел митинг, в учебных заведениях провели классные часы и, казалось, что отныне каждый знает об этом герое и труженике. Но прошло 30 лет и люди, практически, начисто стерли имя Вильского из памяти. А так быть не должно!
26.09.2018 - 15:32
Наши проекты