ОТ РАДИСТА ДО ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ
Будущий Герой Советского Союза, полковник авиации Анатолий Алексеев родился в 1901 году в г. Ломжа в Польше. Через четыре года его родители обустроились в г. Сергиев Посад Московской губернии. Там и жил юный Толя. В 1918 году в возрасте 17 лет он окончил гимназию, а еще через два года пошел служить в Красную Армию.
В 1921 году окончил ускоренный курс Военной электротехнической школы командного состава РККА, служил радистом в стрелковом полку. В этом же году впервые принял участие в боевых действиях. Ему довелось стать участником подавления крестьянского восстания атамана Антонова в Тамбовской губернии.
А через три года после тех событий Анатолий Дмитриевич связал свою судьбу с авиацией. Сначала как руководитель электролаборатории Высшей школы вспомогательных служб ВВС. Через год, в 1925 году — инструктор по радио в Севастопольской военной авиационной школе морских летчиков. А с мая 1928 года - летчик-наблюдатель авиационной эскадрильи Морских сил Черного моря в Севастополе. В этом же году Анатолия Алексеева узнает весь мир. Он в составе экипажа Б. Г. Чухновского участвовал в поисках и спасении экспедиции Умберто Нобиле и экипажа дирижабля «Италия». За проявленное мужество получил орден Красного Знамени.
Через год, в 1929 году Алексеев из радиста становится пилотом. Обучаясь в центральной летной школе Осоавиахима в Тушино, он получил пилотское свидетельство. 1 мая 1930 года переведен в резерв ВВС РККА с откомандированием в АО «Комсеверпуть» с базированием в Красноярске.
Самостоятельно начал летать с 1930 года - командир экипажа Дорнье Валь «Комсеверпуть № 3», с 1932 года - командир корабля Енисейской авиагруппы УПА ГУСМП. Участник 18 северных воздушных экспедиций. Но Героем СССР он стал, покорив Северный полюс.
21 мая 1937 года в 11.35 командир отряда воздушной экспедиции М. В. Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25 мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета. Но достичь его благополучно, с первой попытки, удалось только В. С. Молокову (в честь него названа улица все на той же Взлетке). У самолета Алексеева случились неполадки, и командир вынужден был посадить его на льдину в 17 км от полюса. Можно было бросить машину и вернуться в тепло, так как на обратный полет на материк не хватало бензина, но Алексеев отказался это сделать. Вскоре с острова Рудольфа прилетел П. Г. Головин, привезя ему бензин, и Алексеев перелетел к месту высадки дрейфующей станции «Северный Полюс-1».
За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм Анатолий Дмитриевич Алексеев 27 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» Героя СССР и орден Ленина. Алексеев стал 38 человеком, удостоившимся этого звания. На медали высечен номер - № 38.
Еще до войны А. Д. Алексеев принимал участие в поисках самолета ДБ-А «СССР Н-209» Сигизмунда Леваневского, возглавлял авиационный отряд по спасению экипажей зазимовавших судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов» в северной части моря Лаптевых. Удалось вывезти 184 полярника. За это был удостоен ордена Красной Звезды. А с 1939-1941 гг. в звании полковника служил летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС авиазавода № 22 НКАП СССР. Испытывал дальний бомбардировщик ДБ-240 (Ер-2) и все его модификации. В начале 1941 года совершил перелет Москва-Омск-Москва без посадки, «скинув» тысячу тяжелых бомб.
С первых дней Великой Отечественной войны попал на фронт. В июне 1941 года был откомандирован в формируемую авиацию дальнего действия. С июня 1941 по январь 1942 года — командир эскадрильи 432 дальнебомбардировочного авиаполка, с января 1942 по июль 1944 года — командир корабля 746 (25-го Гвардейского) авиаполка дальнего действия. В составе эскадрильи на самолете ТБ-7 (Пе-8) совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, в том числе в Кенигсберге и Вильно.
За год до победы в июле 1944 года Алексеева возвращают на летно-испытательные работы в НИИ ВВС. Через его руки прошли 72 типов военных самолетов, включая и реактивные. После выхода в запас, в 1958 году, вернулся в полярную авиацию и работал начальником аэронавигационного отдела Управления Полярной авиации в московском аэропорту Шереметьево. Скончался 29 января 1974 года.
Всего Алексеев награжден: медалью «Золотая Звезда», тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Еще при жизни его именем (1936 год) экспедицией «Г. Седов» назван остров в Карском море. А в 1994 году Постановление администрации города № 198 - улица в Красноярске.
АЛЕКСЕЕВА СЕГОДНЯ
На следующий год улица Алексеева отметит 25-летний юбилей. Но появилась она раньше.
Ее начали застраивать с территории жилого массива «Северный» в конце 1990-х годов. Первыми жилыми домами здесь стали четыре семнадцатиэтажные монолитные «свечки», построенные по югославскому проекту. В 2000-е годы здесь развернулось интенсивное строительство – вводились в эксплуатацию дома в жилых районах Взлетка и Северный, микрорайоне «Иннокентьевский». Позднее напротив ТРЦ «Планета» появился жилой комплекс «Вертикали», знаменитый свои цветовым решением. На Алексеева мало успели построить неприглядные серые панельные дома 97-ой серии. Поэтому улица выглядит современной и отличается от других в Красноярске.
Ул. Алексеева проходит через 2 района: Советский и Центральный. Она прямая и соединяет ул. Шахтеров с ул. Армейской. Общая протяженность составляет 2463 метра. На ней 51 жилой дом и пять перекрестков с улицами: Шахтеров, Батурина, Молокова, Авиаторов и 78-й Добровольческой Бригады,
Андрей Иванов
По материалам: vonovke.ru/ gpavet.narod.ru/ kraskompas.ru
Фото: picturehistory.livejournal.com/ok.ru/airpages.ru
Наши проекты
РАДИСТ, ПОКОРИВШИЙ СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
В Красноярске в микрорайоне Взлетка есть улица имени Героя Советского Союза Анатолия Дмитриевича Алексеева. Специально или по воли случая, но на месте бывшего аэропорта множество улиц названы в честь советских летчиков. Вот и Алексеев один из них. Его судьба тесно связана с Красноярском, поэтому жители этой улицы имеет полное право с гордостью именоваться «алексеевцами».
Другие материалы рубрики
Улица Каратанова – одна из самых коротких в Красноярске. На ней всего шесть домов, три перекрестка, а протяженность всего 366 метров. Но вот история у нее богатая. Достаточно сказать, что именно на ней было поострено первое в городе каменное здание – Воскресенский собор, а также ратуша и одноэтажный дом с помещением городского общественного управления и гостиный двор. Да и имя ей дано в честь славного человека. Он прославился не ратными подвигами, не революционными идеями, а своим талантом художника. Имя ему Каратанов Дмитрий Иннокентьевич.
Сегодня в рубрике «Забытые имена» речь пойдет о самой длинной улице Красноярска. Пожалуй, не одна из других улиц так тесно не переплетена с историей города, а по названию и страны в целом. Ведь имя она носит фактически второго человека молодого государства, созданного большевиками – Якова Михайловича Свердлова, которого соратники знали по кличкам «Андрей», «Смирнов», «Макс» и «Михаил Пермяков». А в народе его запомнили, как «кровавого отца Революции».
Улица Вейнбаума пересекается с улицей Ады Лебедевой, поэтому супруги вместе навсегда.
В августе 1988 года решением исполкома Красноярского горисполкома № 222 одной из улиц тогда активно застраивающегося жилого массива Ветлужанка было присвоено имя нашего земляка Вениамина Владимировича Вильского. По этому поводу прошел митинг, в учебных заведениях провели классные часы и, казалось, что отныне каждый знает об этом герое и труженике. Но прошло 30 лет и люди, практически, начисто стерли имя Вильского из памяти. А так быть не должно!
Мы уже рассказывали в проекте «Забытые имена», что многие улицы Красноярска сменили свое название с приходом к власти большевиков. Как правило, это касается старых районов Красноярска, богатых свое историей. Другое дело новые районы. Они появились и появляются гораздо позже. Их улицы уже не носят имена революционеров. Предпочтение отдается научным светилам, героям Великой отечественной войны, общественно-политическим деятелям, историческим личностям. Про одного из них сегодня наш рассказ.