Район на месте аэропорта
Те, кто прожил в Красноярске хотя бы полвека, еще помнят, как практически из города в небо взмывали лайнеры – ИЛы и ТУшки. Стремительное развитие и расширение Красноярска стало причиной, что аэропорт в черте города «Красноярск» (позднее - «Северный») не соответствовал требованиям и безопасности большого города. Рев самолетов, взлетающих над жилыми кварталами, создавал опасности.
Более того, взлетно-посадочная полоса старого аэропорта была относительно короткой и на нее уже не могли сесть лайнеры ИЛ-86. Заходившие на посадку машины создавали угрозу для автомобилей, движущихся по Енисейскому тракту. Поэтому в 1970 году началось строительство нового аэропорта «Емельяново». А старый прекратил существование в мае 1988 года.
Уже через год началось строительство жилого района, которое продолжается и по сей день. Официально называемый жилой район «Аэропорт», а в народе – микрорайон Взлетка. Планировалось, что это будет новый деловой центр Красноярска. Здесь хотели построить ряд ключевых объектов. Но позже передумали, и перенос центра города не состоялся.
Самолет купили, а пилота не было
В молодой советской стране развивалось все, что связано с авиацией. В крупных городах в небе кружили «сталинские соколы». Создавались отделения ОСОАВИАХИМа. А в нашем городе не было ни одного самолета. Трудящиеся Красноярска собрали деньги и купили его. К нам он прибыл в мая 1925 года в специальном вагоне.
Первый самолет назвали незамысловато – «Красноярец». Размещался он на аэродроме в районе Иннокентьевского поселка, где был организован караульный пост для охраны ценного объекта. Купить-то самолет купили, а вот летчика, который мог бы управлять им, не было. В Сиблете было сказано искать летчика своими силами. А в Красноярске в это время в Енгосторге работал Роман Александрович Батурин. Человек уникальный и можно сказать легендарный.
Родился Роман Александрович Батурин 18 ноября 1896 года в Оренбурге. На службу в царскую армию пришел с 1.08.1914 г. Затем окончил Константиновское артиллерийское училище. А с 20 мая 1915 г. – слушатель Гатчинской военной авиационной школы летчиков.
После окончания Гатчинской авиашколы 21.02.1916 г. направлен на формирование морского корпусного авиаотряда имени Петра Великого в г. Ревель. С 1 августа 1916 г – летчик 24 корпусного авиаотряда. На Юго-Западном и Западном фронтах Первой Мировой войны с 21 июля по 2 ноября 1916 года. Трижды был ранен в боевых вылетах. За подвиги награжден орденами Святой Анны 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом, Георгиевским крестом 4-й степени с пальмовой ветвью, Георгиевским крестом 3-й степени с пальмовой ветвью.
В гражданскую войну воевал в рядах белогвардейцев. Был командиром авиаотряда, сотником казачьего войска, потом заведовал аэродромом и ангарами Центральных авиамастерских. Закончил воевать в 1019 году в чине капитана. О его судьбе с 1020 по 1924 год неизвестно. А в 25-м Батурин неожиданно «всплывает» в Красноярске. Енисейский Гублет и активисты «общества друзей воздушного флота» (ОДВФ) уговорили Романа Александровича вернуться в авиацию. Странно, но про былые «заслуги» красноярские чекисты и большевики Батурину не припомнили.
Первые пробные полеты состоялись в июле 1925 года. В августе того же года военный летчик Батурин сдает экзамен на звание гражданского пилота. Первые рейсы «Красноярца» в Енисейской губернии были в Минусинский, Хакасский и Крас¬ноярский районы с целью агитации. Так продолжалось до лета 1926 года, когда из Новоси¬бирска была получена телеграмма в которой говорилось, что самолеты этой марки изъяты из эксплуатации. Поэтому летать на «Красноярце» запретили. Разрешение на пролодолжение полетов из Новосибирска привез сам Батурин. Самолет требовал ремонт, и новосибирское начальство даже выделило лак для покраски крыльев. «Красноярец» поднимался в небо до осени 1926 года. Очередной запрет на полеты на этот раз пришел из Москвы. В телефонограмме говорилось «пре¬кратить эксплуатацию самолетов марки «Сопвич», Самолет разобрали и убрали на склад. Длительное время разо¬бранный самолет находился на хранении в помещении пожарной части на улице Крас¬ной армии. А вот о дальнейшей судьбе летчика Батурина ничего не известно. Но именно в честь перпвого красноярского летчика названа одна из улиц Взлетки.
Улица Батурина сегодня
Имя первого летчика увековечили согласно постановлению администрации города №198 от 21.03.1994 г.
Улица проходит через центральную часть Взлетки с юго-востока на северо-запад. Ее протяженность на данный момент – 2,5 километра. Первые жилые дома здесь появились в начале 2000-х годов. Это были панельные десятиэтажки 97-ой серии.
Микрорайон административно относится к Советскому району Красноярска. Улица отстроена только справа от Енисейского тракта. Слева, временная дорога, ведущая к нескольким высоким монолитным жилым домам и стройплощадкам. Эта улица перпендикулярно пересекает две магистральные улицы – Молокова и Алексеева. Исключительно спальный район, удобные, ухоженные дворики с клумбами и кустарниками. Многие дома построены с подземными гаражами.
Андрей Иванов
Фото: livejournal.com, rosnedv.ru, yakutskhistory.net
(Источники: Территория технического творчества. Дорога в небо»/ автор составитель В.В.Филиппов.- Красноярск: Издательство «Поликор», 2012; «Город имен», редактор Е.М. Южакова, Красноярск, ИЦ «Городские новости 2013., livejournal.com, kraskompas.ru )
Наши проекты
ПЕРВЫЙ ЛЕТЧИК КРАСНОЯРСКА
Мы уже рассказывали в проекте «Забытые имена», что многие улицы Красноярска сменили свое название с приходом к власти большевиков. Как правило, это касается старых районов Красноярска, богатых свое историей. Другое дело новые районы. Они появились и появляются гораздо позже. Их улицы уже не носят имена революционеров. Предпочтение отдается научным светилам, героям Великой отечественной войны, общественно-политическим деятелям, историческим личностям. Про одного из них сегодня наш рассказ.
Другие материалы рубрики
Улица Каратанова – одна из самых коротких в Красноярске. На ней всего шесть домов, три перекрестка, а протяженность всего 366 метров. Но вот история у нее богатая. Достаточно сказать, что именно на ней было поострено первое в городе каменное здание – Воскресенский собор, а также ратуша и одноэтажный дом с помещением городского общественного управления и гостиный двор. Да и имя ей дано в честь славного человека. Он прославился не ратными подвигами, не революционными идеями, а своим талантом художника. Имя ему Каратанов Дмитрий Иннокентьевич.
Сегодня в рубрике «Забытые имена» речь пойдет о самой длинной улице Красноярска. Пожалуй, не одна из других улиц так тесно не переплетена с историей города, а по названию и страны в целом. Ведь имя она носит фактически второго человека молодого государства, созданного большевиками – Якова Михайловича Свердлова, которого соратники знали по кличкам «Андрей», «Смирнов», «Макс» и «Михаил Пермяков». А в народе его запомнили, как «кровавого отца Революции».
Улица Вейнбаума пересекается с улицей Ады Лебедевой, поэтому супруги вместе навсегда.
В Красноярске в микрорайоне Взлетка есть улица имени Героя Советского Союза Анатолия Дмитриевича Алексеева. Специально или по воли случая, но на месте бывшего аэропорта множество улиц названы в честь советских летчиков. Вот и Алексеев один из них. Его судьба тесно связана с Красноярском, поэтому жители этой улицы имеет полное право с гордостью именоваться «алексеевцами».
В августе 1988 года решением исполкома Красноярского горисполкома № 222 одной из улиц тогда активно застраивающегося жилого массива Ветлужанка было присвоено имя нашего земляка Вениамина Владимировича Вильского. По этому поводу прошел митинг, в учебных заведениях провели классные часы и, казалось, что отныне каждый знает об этом герое и труженике. Но прошло 30 лет и люди, практически, начисто стерли имя Вильского из памяти. А так быть не должно!