Да, ровно сто лет назад, на территории электровагоноремонтного завода появилась первая ячейка этой организации. Так зародилась история комсомола на Енисейской земле, который, уже к 7 июля 1920 года насчитывал более полутора тысяч участников.
В то время, сто лет назад, целями этого молодежного движения были пропаганда идей коммунизма среди рабочей и крестьянской молодёжи, распространение основ пролетарского миропонимания и культуры, создание борцов за идеалы пролетариата. Однако, не только идеологические задачи стояли перед комсомольцами. Гораздо более важными для участников этого движения виделись повышение грамотности среди молодежи деревень и сёл, привлечение девушек в общественную жизнь, участие в развитии науки и техники, определение и устранение застоев во всех областях жизни, и главное – качественное улучшение этой жизни в местах, моментах, ситуациях.
Перемены того времени были в руках молодежи, в руках комсомола.
За примерами, как оказалось, ходить далеко не нужно – наш разговор с Василием Васильевичем Куимовым состоялся у Стеллы 100-летия комсомола в Парке Троя на Свободном, который, как рассказал мой собеседник, раньше был свалкой и стал парком лишь благодаря комсомольцам телевизорного завода, находящегося через дорогу. Да, как оказалось, 70 лет назад ситуация с этим участком земли не устроила молодежь и та, при поддержке директора завода и секретаря организации, вооружившись лопатами, бетоном и саженцами сделала то, что мы имеем по сей день. И, как сказал Василий Васильевич, примеры такой деятельности есть в каждом районе.
А я и не знал.
И я отвлекся.
Чем же отличается сегодняшняя молодежь от той? Отличается ли вообще? Хуже ли наше поколение и следующее? В чем проигрываем или чем лучше? Возможно ли собрать сейчас всех под крылом одной единой организации? Всё это – в ответах В.Куимова.
В.В.К.: Добрый день. Да, давайте обсудим.
Корр: Я явно не застал ни тех времен, ни тех событий, ни тех настроений. Расскажите, что двигало молодежью того времени, почему и зачем они вступали в комсомол?
В.В.К.: Тогда назрели определенные изменения, и молодежь поняла, что может быть активным участником, добиваясь реализации своих интересов – роста образования, карьерных возможностей, повышения оплаты труда. У молодежи всегда была выше пассионарность, чем у людей среднего возраста. Молодежь стремилась к значимым рубежам. Было понимание необходимости коллективного действия, которое приведет к результату. Это было главным мотивом движения. Сейчас, конечно, ситуация у молодежи другая.
Корр: Но почему именно комсомол?
В.В.К.: Комсомол решал все вопросы через свою организацию. Кроме комсомола молодёжь где могла себя проявить? Профсоюзные, пионерские, октябрятские организации. Раньше формат был такой, что надо вместе, коллективно двигаться. А сейчас молодежь может проявить себя в различных формированиях, которых очень много. В красноярском крае исключительно развита работа, связанная с поддержанием молодежных инициатив – музыка, общественные дела, волонтерское движение, трудовые отряды. Тогда мы были более сплоченными и сами все организовывали, а сейчас молодежь думает, что их организуют в молодежных центрах.
Корр: Оказывала ли какое-то влияние идеология? Это было первостепенно или всё-таки отходило на второй план после простого человеческого делания что-то делать и менять мир?
В.В.К.: Принято считать, что комсомол ассоциировался с политикой, но это не так. Идеология была рядом и мы в неё верили, но задачи мы решали те, которые нужны были для дела.
Корр: А сейчас молодежь другая?
В.В.К.: Что можно сказать о сегодняшней молодежи? Я профессор, я каждый день работаю с молодыми людьми. Когда говорят, что молодежь потеряла какую-то инициативность – это не правда. Она просто другого формата. Сейчас молодым людям не нужно крыло организации, они ориентируются на людей с аналогичным подходом, вдохновляются конкретными примерами. И я вижу удивительно талантливых людей. Их очень много.
Корр: Комсомол был завязан на идеологии, это была обширная организация с определенными задачами. Сейчас же, кажется, молодое поколение сторонится участия в политических движениях. Не в этом ли разница и последствия?
В.В.К.: Настолько ли активна молодежь в политических движениях сейчас? Значительная часть молодежи, как и тогда, не связывает своё будущее с политической деятельностью, просто сейчас появилось больше возможностей для самореализации, реализации своих амбиций и интересов. Да, при всех партиях есть молодежные блоки, но там ребята, которые планируют связать с этим своё будущее. Но лучше бы, чтобы 95% молодежи занимались своим профессиональным ростом и тем, что будет развивать страну и обеспечивать себя. Я высоко ценю работу, которая ведется государством, особенно, которая ведется в городе и крае – вы посмотрите, сколько молодежных центров. Есть трудовой отряд старшеклассников. Сохранились студенческие трудовые отряды. Да, нет 20000 студотрядов, но нет и таких строек сейчас! Говорят, что государство мало внимания уделяет молодежи, но это не правда. Я и тогда все видел и сейчас вижу – работа ведется.
Корр: Как думаете, сейчас реально собрать молодежь под крылом какой-то единой организации?
В.В.К.: Я в это не верю. Раньше было меньше возможностей проявить себя, только через организацию. Сейчас этот спектр гораздо шире. Но я считаю, что всем жителям мира, нашей страны, города, молодежи, нужно впитать в себя и настроиться на такие подходы, которые обеспечат нормальную жизнь, развитие, образование, устойчивое развитие во всем мире – питание, вода, экология, образование. Раньше эту функцию выполняли религии. Но сейчас, мне кажется, нужна идеология внутренняя: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к себе – этого хватит, чтобы молодежь делала хорошие дела. Не надо насаждать, надо просто показывать, как жить, через кумиров, через яркие примеры.
Я не являюсь сторонником идеи, что политические молодежные движения должны возрождаться. Должны быть профессиональные движения, по интересам и целям. Нужно просто давать молодым людям реализоваться и всё будет хорошо.