Панорама1
Красноярск
$ 92.1314 € 98.7079
Эксклюзив
01.04.2017 20:58
Религия в современном информационном обществе: о сути конфликта из уст православного священника

Религия в современном информационном обществе: о сути конфликта из уст православного священника

Одной из главных черт современности является избыточность и хаотичность информационного пространства, где условия разных сфер жизни общества оказываются перемешаны между собой, отчего возникает либо их взаимовлияние, либо столкновение, конфликт. При этом человек, ежедневно находящийся в потоке новых сведений, вынужден учиться отличать «истинное» от «ложного», иначе говоря, - фильтровать информацию, что достаточно сложно. При нерешенности противоречий, сложившихся исторически, это порождает новые проблемы, отражающиеся в настроениях общества. Одной из таких проблем видится отношение к религии, и в целом – к ее необходимости.

Одной из главных черт современности является избыточность и хаотичность информационного пространства, где условия разных сфер жизни общества оказываются перемешаны между собой, отчего возникает либо их взаимовлияние, либо столкновение, конфликт. При этом человек, ежедневно находящийся в потоке новых сведений, вынужден учиться отличать «истинное» от «ложного», иначе говоря, - фильтровать информацию, что достаточно сложно. При нерешенности противоречий, сложившихся исторически, это порождает новые проблемы, отражающиеся в настроениях общества. Одной из таких проблем видится отношение к религии, и в целом – к ее необходимости.
Хотя наука движется семимильными шагами, сторонники атеистического мировоззрения вполне могут лояльно относиться к верующим, и, соответственно, наоборот – здесь действует психологический принцип «вы нас не трогаете – и мы вас не трогаем, каждому свое». Однако ни для кого не является секретом, например, причина предубежденного отношения к исламу – радикальные террористические группировки несут свои требования в мир и ведут агрессивные действия под знаменем именно этого вероучения. Другой показательный пример: рост недовольства весомого процента россиян, особенно среди молодежи, в отношении к Русской Православной церкви, которая, якобы, слишком часто вмешивается в светскую сферу, а порой и просит вносить коррективы на законодательном уровне. Конечно же, любые неоднозначные события, в которых замешаны представители религий, активно освещаются в средствах массовой информации, которые имеют значительное влияние на мнения граждан. Вот только часто СМИ не делают четкого разграничения между заявлениями и действиями отдельных представителей вероучения и религиозной общиной в целом – следом этого не делает аудитория, потребляющая информацию в том виде, в котором ее подают. Такого мнения придерживается священник Алексей Язев - настоятель храма Святой Троицы, что расположен в поселке Емельяново под Красноярском. Правда, проблема сегодняшнего негативного отношения конкретно к Православию видится ему несколько искусственной:
- Лично я не замечаю нагнетания обстановки в последние годы. Это такая тема, характерная больше для социальных сетей. Да, там постоянно пишут какие-то комментарии, ссорятся между собой, но – среди тех людей, с кем мне лично случается общаться в реальной жизни (а люди эти - носители совершенно различных мировоззрений), никогда не попадалось тех, кто бил мне морду за мой подрясник и бороду. Как правило, я обнаруживаю либо доброжелательность, либо просто равнодушие.
То есть сейчас нередка такая ситуация: в информационном пространстве поднимается очередная злободневная тема, вызывает волнение умов аудитории, но, в конечном итоге, все это так и остается в рамках указанного пространства, в частности - интернета. Алексей Язев предполагает, что ситуация эта складывается по той простой причине, что современному человеку приходится вести двойную жизнь: реальную и «виртуальную».
- Думаю, что у людей произошла деформация восприятия. Человек реальный и тот же человек в социальных сетях, будь то «ФБ», «Контакт» или «Одноклассники», – это совершенно разные «я», не пересекающиеся между собой. А где здесь «я» настоящий? Мне кажется, нужно всегда быть самим собой, и если декларируется ненависть к духовенству в фейсбуке – то почему ее нет здесь, в жизни? Значит, эта ненависть либо ненастоящая, либо человек боится (здесь Алексей Язев пояснил, что, случается, священников иной раз воспринимают как колдунов).
Тогда следует вопрос – а как же тогда быть с законом об оскорблении религиозных чувств, за принятием которого последовал не один скандал, - то требования отменить культурные мероприятия, то обвинения отдельных личностей в богохульстве. У Алексея, по образованию юриста, на это есть свои предположения:
- Мне кажется, что здесь есть некая политическая игра – этот закон может использоваться для прикрытия. При том нас (представителей религий) не принимают в расчет совершенно. Для того, чтобы манипулировать обществом нужен некий жупел – в церковнославянском языке этот термин обозначает горящую серу, то есть то, чем запугивают. В обществе ведь есть определенный сегмент, которому свойственен протест – тем, кто входит в этот сегмент, нужен враг, на которого можно выплескивать желчь. А «свыше» могли решить так – пусть этим врагом будет РПЦ. Так что не думаю, что этот закон защищает «чувства верующих», которым я, к слову, не могу дать определения. Но все это, конечно, только мое мнение, я могу и ошибаться…
Что касается скандалов, завязанных на сфере искусства, то у них, считает Алексей Язев, совершенно иные корни, отличные от тех, которые озвучиваются в большинстве СМИ. Так, например, требование запретить оперу «Тангейзер» после премьеры в 2014 году могло быть вызвано личным конфликтом режиссера Тимофея Кулябина с неким лицом из его среды, а шум вокруг российского фильма «Матильда» - это своего рода пиар-ход. Следовательно, отмечает Алексей Язев, ни такие ситуации, ни заявления или действия отдельных личностей и религиозных организаций не должны соотноситься со всей Церковью:
- Не все те люди, которые носят кресты и кричат, что они православные, являются таковыми. Православный человек – это тот, кто в воскресенье молиться в храме, а не тот, кто бегает и непрерывно против чего-то или кого-то протестует.
Такое суждение правомерно и для определенных исторических фактов, не с лучшей стороны иллюстрирующих развитие христианства, и для других религиозных традиций, по отношению к которым у общества складываются стереотипы. Например, благочестивые мусульмане могут столкнуться с осуждением и даже с агрессией по отношению к себе, хотя в жизни не сделали ничего дурного и никому не навязывали свою картину мира.
Потом у скептиков всегда наготове остается вопрос, зачем научно развивающемуся миру вообще нужны религии, раз из-за них возникает столько конфликтов. Здесь еще нередко приводится фраза, которую до сих пор приписывают Юрию Гагарину - «В космос летал, а Бога не видел». Однако не все знают, что фраза эта была сказана Хрущевым, который воспользовался популярностью Гагарина как народного героя ради антирелигиозной пропаганды, в которой был заинтересован. Об этом рассказал в свое время полковник Валентин Петров, близко знавший Юрия Алексеевича. Затем не учитывается, что многие известные ученые, занимающиеся естественными науками или техническими разработками, являлись и являются верующими: таковыми были, например, один из основоположников российской космонавтики Раушенбах Борис Викторович и основоположник квантовой физики Макс Планк, и другие.
Священник Алексей Язев, в свою очередь, привел в пример случай из биографии архиепископа Луки - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, который был не только священником, но и талантливым хирургом, доктором медицинских наук. Между ним и одним из чекистов произошел такой диалог: «— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога? — Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Акцент на этом случае подразумевает то, что наука и религия не противоречат друг другу – они занимаются совершенно разными вещами, которые не взаимоисключают друг друга, но могут дополнять.
Также Алексей отмечает, что начать просто исполнять какие-то действия, ставшие для людей традиционными, как то бывает на Пасху или Крещение, не понимая, что это и зачем это – не значит прийти к вере:
- Христианство - это не только лишь икона, не только свечи, не только святая вода… Это то, что идет изнутри, а не извне. Христианство – это сам Христос. Но некоторые люди, которые идентифицируют себя как православные, зачастую не понимают внутренней сути, видя только внешние атрибуты. Так в восьмом веке отцы Седьмого Вселенского Собора установили правило размещать иконы и кресты на торжищах, на перекрестках, на выездах-въездах в город, на домах и внутри домов не в качестве талисманов или амулетов, нет, не в том их предназначение. Их стали размещать для того, чтобы побуждать людей к молитве, напоминать о Небе. Это похоже на то, как мы, уезжая надолго от семьи, берем с собой фотографию – при взгляде на них нам становится хорошо.
Сам Алексей Язев пришел к вере достаточно поздно – в возрасте тридцати лет. Как он рассказал, в его жизни настал критический момент, когда прежние вещи перестали иметь значение, но начался поиск иной правды – такой период еще называют кризисом среднего возраста. И вот свою правду Алексей обнаружил в Православии:
- Обращение в христианство лично мне дало смысл жизни. Я нашел ответы на волнующие меня вопросы, вопросы XX-XI века, в работах Антония Великого – а это III-IV века. То есть это вопросы вечные. Что-то поверялось моим микроскопическим опытом, что-то было для меня абсолютно новым. И в итоге лично я обрел то, чего мне не хватало всю жизнь – свободу. Но свобода тоже должна на чем-то базироваться. Абсолютная свобода – это анархия, самоубийство общества. 
Следовательно, определенная религиозная картина мира, считает Алексей, задает вехи нравственного выбора. Ведь в жизни человека могут возникнуть критические ситуации, где приходится делать выбор. И здесь нужны некие основы, некий «фон», на котором можно проверять свои поступки. Без этого велик риск навредить как себе, своей душе, так и кому-то другому. «А когда происходит встреча со своим основанием – в этот момент преображается все. И ты вдруг понимаешь, что до этого момента жил другой человек» - говорит Алексей.

Исходя из всего сказанного, можно заключить, что веру человеку навязать нельзя, - он сам однажды либо приходит, либо не приходит к ней. В действительности это такая вещь, которая находится вне политики, вне сменяющихся материальных и идеологических ценностей общества. Что касается религии в целом, то, будучи весомой сферой в жизни людей, с посыла определенных сообществ она сама предстает как комплексная идеология, из-за чего к ней сохраняется предвзятое отношение. Но не во всех случаях религия как независимая сфера и религия, рисуемая в информационных источниках, – это одно и то же. Понять это - уже сделать для себя разграничение в информационном пространстве.