Панорама1
Красноярск
$ 92.1314 € 98.7079
Эксклюзив
15.02.2017 14:12
«Группы смерти»: Группы риска

«Группы смерти»: Группы риска

Как вычислить и предотвратить детскую заинтересованность к смертельным играм. Советы практикующих психологов.  

Как вычислить и предотвратить детскую заинтересованность к смертельным играм. Советы практикующих психологов.

Режим черного неба.
Гомеопатия – лженаука.
Похолодание (будь оно неладно!).
Платёжки и перерасчеты.
«Группы смерти» и их жертвы.

Пожалуй, так выглядит информационное поле Красноярска на сегодняшний (вероятно, еще не на один последующий) день. Темы по-красноярски волнующие. Да, даже гомеопатия. Все-таки первая леди края радеет.

Вся прелесть этого «топ-5» в том, что разговоры вокруг этих тем не утихают. Ни привычка, ни смирение, ни банальная усталость в духе «одно да потому» не отпускает тему грязного воздуха, вечных ЖКХ-разборок и погоды. Это очень в нашем духе – удивляться морозам. Зимой. В Сибири. И не пересаживаться с любимого и такого теплого авто в общественный транспорт, но кричать громче всех, что дышать не чем. 

Заметили, что из этого ряда выпадает последнее. Все-таки от газов никто не умирал (медики со мной, конечно же, поспорят), а «группы смерти», по меньшей мере, спровоцировали уже 2 подтвержденных случая гибели подростков.

«ГРУППЫ СМЕРТИ» - ЧТО ЭТО?

Но давайте по порядку. Небольшой ликбез для тех, кто впервые слышит это пугающее словосочетание или до сих пор не разобрался в сути «групп смерти».

«Группы смерти» - термин, вошедший в инфополе с легкой руки обозревателя «Новой газеты» Галины Мурсалиевой. 16 мая 2016 года ею была опубликована статья «Группы смерти (18+)», посвященная некой секте, орудующей на просторах социальной сети «ВКонтакте» и склоняющей подростков к суициду. За два дня статья набрала 1,5 млн просмотров, вызвала волну обсуждений и стала причиной проверок изложенных в статье фактов со стороны властей, в то время как СМИ начали обвинять «Новую газету» в инициировании моральной паники (и не зря, хочу сказать).


Не ставлю перед собой задачу пересказа статьи. Оглашать название опасных групп считаю вовсе не целесообразным и опрометчивым поступком. Распространение названий по каналам СМИ только усугубило положение, вызвав новый интерес к этим группам и сделав из «групп смерти» искусственно-выращенную пиар-страшилку. Впрочем, и моя недосказанность и явная секретность побуждают к неотложному поиску подробностей на этот счет (запретный плод сладок, да-да).
Я, наивная, все-таки надеюсь сместить ракурс с бесконечного, как снежный ком растущего интереса к обсуждению горьких плодов работы этих групп, к главному вопросу – С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

МЕТОДЫ БОРЬБЫ

К счастью, обеспокоенных именно этой стороной проблемы немало. Так, например, красноярские волонтеры во главе руководителя волонтерского движения «Поиск пропавших детей в Красноярске» Оксаны Василишиной создали сообщество в Facebook, в котором рассказывают родителям о «группах смерти» и обсуждают то, как бороться с «зомбированием» детей. Волонтеры сообщества уже насчитали 10 тыс. красноярских подростков, которые состоят в подобных группах.

Тревогу забили и в красноярских школах. Педагог-психолог МАОУ СШ № 152 Роман Серёгин поделился опытом мероприятий, проводимых в школе в целях борьбы с подобным явлением:

«Во-первых, это общешкольные родительские собрания старшей и начальной школы, на тему: «Поколение Z», «Безопасность в сети», «Особенности подросткового возраста», «Игромания». Во-вторых, выступление на педагогическом совете на темы «Социальные сети в практике классного руководителя», «Особенности подросткового возраста», «Маркеры суицидального поведения». И наконец, выявление уровня тревожности, мониторинг актуального психологического состояния учащихся. Непосредственно с «группами смерти» работа с учащимися, не проводится, чтобы исключить возможность пропаганды. В данном направлении это комплекс «не прямых» мероприятий, через классных руководителей и родителей.» 

Преподаватели некоторых школ также отмечают, что дети сами проявляют интерес к данной проблеме и обсуждают ее с явным осуждением. 

Но какие профилактические работы не проводи, необходимо понимать, почему вообще молодежь проявляет интерес к участию в группах со смертельными играми.

Мы поговорили на этот счет с практикующими психологами в надежде, что их советы смогут помочь вам отгородить своего ребенка от опасного влияния.

ОКСАНА АНИЩЕНКО, ПСИХОЛОГ



Оксана, как часто к вам за помощью обращаются люди в состоянии стресса, депрессии и др. нервных расстройств? 

К сожалению, данные расстройства являются в современном мире распространенными. Из 100% моих клиентов 75% приходят именно с такими состояниями. На то есть много причин.

Одна из основных причин связана с тем, что современное общество нарциссическое, если сказать простыми словами, то в обществе приветствуется та личность, которая чем-то отличается от других. И здесь возникает первый парадокс, который может влиять на личность, тем более еще пока несформированную личность.


У каждого из нас есть потребность принадлежать «к», но общество требует быть отличным (от слова отличаться) от всех, и личность сталкивается с конфликтом внутри себя. С одной стороны, стремлением быть как все, с другой стороны требованием общества быть «отличным от всех». Черта Отличности может привести к успешности, но здесь много вопросов, может ли твоя индивидуальная проявленность привести к успеху? 

В попытках проявить себя, молодые люди испытывают сильнейшее напряжение, если при этом не получают отклика со стороны общества, какого-либо вознаграждения.

На самом деле причин может быть огромное множество, я лишь обращаю внимание на ту причину, которая обусловлена социально - культурными особенностями данного времени.

Приходилось ли вам работать с детьми и молодыми людьми, помышляющими о суициде? Какие причины их к этому побуждали?

В силу своей специфики работы сталкиваюсь только с клиентами после 18 лет. Либо консультирую родителей детей до 18 лет. Такая позиция появилась, когда в практике коррекции родительского поведения наблюдалась резкая положительная динамика в целом в семье, в частности у ребенка по всем сферам его активной деятельности.  Здесь важно понимать, что ребенок является членом системы, в которой он растет, и он зависим от взрослых, живет и развивается по их подобию, в том микроклимате, в тех условиях доверия, построенного контакта вербального или тактильного, которые созданы родителями. Это дает основание для меня, как для психолога влиять на ребенка через коррекцию родителей. 

С подобными вопросами обращаются. Если говорить о молодежи, то это, как правило, отсутствие  смысла жизни. Зачастую это связано с тем, что весь детский период родители диктовали ребенку то, что он должен делать. Созревший ребенок осознал давление, отказался от него. Но у него уже утеряна способность (а скорее даже не сформирована) самостоятельно ставить перед собой задачи, брать на себя ответственность. Если сказать проще, ребенок не понимает, что он хочет от жизни и не видит смысл в дальнейшее жизни.

Еще есть одна причина: это самоубийство кого-то из членов семьи. Если ребенок проживал данную травму в детстве, видел как кто-то из близких таким образом разрешил какую-то сложную жизненную задачу, то рано или поздно он может прийти к данному решению, если столкнулся с каким-то, на его взгляд, неразрешимым обстоятельством.

Следует отметить, что для детей подросткового возраста крайне важно ощущать принадлежность к какой-то группе. Я ранее говорила о потребности человека принадлежать «к». Изоляция ребенка может привести его к мыли о том, что он не нужен, не востребован, что в конечном итоге может привести к мыслям о самоубийстве, если данное решение он где-то подчерпнул для себя в эмоциональном порыве.

Это же потребность может привести его к самоубийству, если он начал принадлежать к группе, где эта тема является ценностной. В той группе, где ты получаешь наивысший балл по отношению к своей личности, если принадлежишь к этой теме и чем ближе ты к ней и меньше ее  боишься, тем выше твой критерий успеха в этом сообществе.

Есть масса других причин (неразделенная любовь, двойка в школе, потеря денег), но, как правило, к этому решению ребенок приходит в состоянии эмоциональной нестабильности. 

Какие еще факторы могут побудить человека, находящегося в самом начале жизненного пути начать думать о суициде?

Еще бы я добавила отсутствие  доверительных отношений с родителями. Страх наказания, умалчивание тех проблем, которые на самом деле могут за собой иметь совершенно простое решении. Но ребенок из-за отсутствия опыта склонен преувеличивать масштаб этих проблем, что может привести к сильнейшей тревоге или к мыслям о том, что нет смысла далее продолжать жизнь. 

Вся сложность в том, что ребенок еще не осознает ценность своего здоровья, жизни и до конца не понимает, к каким последствиям может привести самоубийство, понятие «смерти» он воспринимает иначе, нежели взрослый человек, поэтому им так легко манипулировать.

Как родителям можно определить, что их ребенок находится в опасности?

Первые звоночки - это внезапная замкнутость ребенка, его скрытность, повышенная тревожность, плохой сон, плохой аппетит. Сюда же можно добавить резкие перепады в настроении, причем утром может быть настроение приподнятое, а в течение дня резко снижаться. А также замкнутость, снижение физической активности и мыслительных процессов (часто ребенок может отвечать на вопросы односложно или кивком головы). Наличие мыслей вроде «у меня все плохо», «меня никто не любит» - тоже не лучший знак. 

В общем, это любое резкое изменение в поведении ребенка. Был успешный - начал получать тройки, находит причины не ходить в школу, стал скрытным. Но эти звонки не говорят о том, что ваш ребенок точно помышляет о самоубийстве. Это говорит о том, что в вашем ребенке что-то изменилось и на это нужно  обратить внимание, что бы вовремя эти изменения направить в конструктивное развитие.

Родителям важно понимать, что мысли о суициде появляются не сразу, как правило, ребенок начитает вынашивать план, то есть какое-то время он находится в этом тяжелом стоянии прежде, чем он переходит к реальным действиям.

Можно ли отгородить ребенка от влияния склоняющей к самоуничтожению информации? И как?

В целом, конечно родители могут обезопасить своего ребенка от основных опасных воздействий. Все начинается с раннего детства, когда мы ребенку читаем книги, играем с ним в игры, а не сидим сами в соцсетях, включив при этом ребенку телевизор. Я говорю о выстраивании доверительных отношений и  развитии мыслительных процессов у ребенка, ведь мыслящий ребенок, рассудительный ребенок все же в какой-то степени защищен, т.к. он способен размышлять и обращаться к родителям, т.к. с раннего детства родители приучили его обращаться к ним. 

Можно, с ребенком разговаривать о тех опасностях, с которыми он может столкнуться. Если ребенок попадает в ситуации и не знает как их решить, он самостоятельно выстраивает стратегии реагирования согласно своему скудному опыту. 

Проблема в том, что родители могут не знать о каких-то опасностях. Наш социальный мир, к сожалению, изобретателен, и здесь как раз помогут доверительные отношения. Если родители научили ребенка спрашивать о том, что ему непонятно, говорить, что его тревожит и если при этом ребенок не боится, что его за это накажут, то тогда, возможно, некоторых проблем в будущем можно будет избежать.

АЛЁНА КУНИЦЫНА, ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАУ ЦППМиСП «ЭГО»


В качестве профессионального или личного интереса приходилось ли вам посещать страницы так называемых  «групп смерти»? Что вы можете в целом сказать об этом явлении?

Скорее в качестве личного интереса в рамках своей профессиональной деятельности. У меня всегда был интерес к общению с детьми разного возраста и сохранению их психологического здоровья, и к проблеме взаимоотношения родитель-ребенок, и как мама двоих детей я стараюсь использовать все свои внутренние знания, ресурсы и качества в полном объеме в своей работе. Когда стал вопрос о работе с такой категорией подростков (подростков с проявлением суицидального поведения,  я не раздумывая включилась в эту деятельность.

Соответственно, чтобы помочь подросткам нужно думать как они и понимать их мир исключительно тонко. Для этого пришлось "окунуться с головой" в их пространство, тему смерти, и групп призывающих наших детей к самоуничтожению.

Как вам кажется, какие мотивы могут двигать людьми (модераторами таких групп), склоняющими детей к смертельным играм?

Модераторы таких групп, как раз таки и являются теми самыми детьми (людьми) с неразвитой и не здоровой личностью. Это те люди, которые не способны  стать тем, кто может отвечать за свои действия и слова. У них нет внутреннего ресурса, чтобы развиваться и становиться сильной и полноценной личностью. Это, к сожалению, результат современного воспитания (где очень часто выявляются  размытые цели для устройства жизни ребенка родителем) и отсутствием родительского контроля, когда ребенок предоставлен сам себе, причины у родителей могут быть разные по поводу своей занятости, но результат получается именно такой. Модераторы - это те люди, которые компенсируют свою пустоту и реализуются за счет других людей.  Почему подростки? Потому что модераторы явно могут управлять человеком который слабее их, и это их, увы, не характеризует как сильных и адекватных личностей.

Вероятно, это может быть системной манипулятивной конструкцией по типу религиозных сект, управляют которой корыстные и циничные люди, находящиеся по другую сторону морали, которыми могут двигать и финансовые интересы.

Почему еще совсем молодой человек может начать думать о самоубийстве?

В целом, характерологической особенностью подросткового возраста является осмысление себя и своей идентичности. В этот период у них возникают противоречия между социумом, родителями и своими внутренними потребностями. Зачастую не имея возможности и ресурса решить этот свой внутренний конфликт, они выбирают не самый продуктивный способ решения, в том числе  уход из жизни.

Да и в  любом периоде жизненного пути человек может столкнуться с трудностями и разочарованиями, это зависит опять-таки от внутреннего ресурса и опыта, который поможет решить проблему. У подростков именно тот период, когда у них очень много новых чувств и особенностей развитий. Это все вопрос воспитания, научили ли своего ребенка родители - любить, злиться, принимать, ожидать и т.д.

Если ребенок (подросток) влюбился, и это безответно, будет ошибкой говорить ему о том, что это все глупости, таких у тебя еще миллион будет. Для подростка это новые и очень серьезные чувства, ведь серьезней этих чувств еще не было у него. Важно поговорить об этом, спросить что он чувствует, рассказать о своем опыте первой любви и поддержать, сказав "конечно люби, это хорошее чувство, не страшно что это безответно, потому что чтобы обрести настоящие и взрослые чувства, нужно этому научиться, ты будешь взрослеть и твоя любовь будет взрослеть вместе с тобой, а я (мама или папа и т.д.) всегда поддержу тебя и буду рядом".

А когда подросток получает в ответ на свои переживания непонимание от самых близких ему людей и он не знает как ему себя вести и что делать (потому что не научили и не помогли советом родители в свое время), у него возникают мысли - а есть ли смысл в своем существовании? И, не найдя ответа, соответственно, мысли  о суициде, так как это самый простой  метод решения проблемы.

 По каким признакам можно определить, что с ребенком происходит что-то неладное?

Вообще, в принципе закрытость ребенка от общения и его недоверие к взрослым, может говорить о том что, что ребенка что-то тревожит. Если нет полноценного  контакта с родителями (беседы, обсуждения проблем, доверия, поддержки и т.д.) то это уже первый фактор стресса, даже если стресса сейчас нет, он обязательно появиться при столкновении с первой же трудностью. Если еще ребенок очень восприимчив к негативу, тревожен, и проблемы накапливаются, то вероятнее депрессия может быть не за горами.

Признаки, свидетельствующие о стрессе и депрессии, - это как раз таки замкнутость, частая смена настроения, настроение может отсутствовать вообще, апатия, отсутствие аппетита, вялость, не высыпание, ребенок часто слушает грустную музыку, в интернете на страницы выкладывает грустные посты, выставляет фотографии, где находится в закрытой позе и закрывает лицо руками или одеждой. В таких случаях очень важно не откладывать визит к специалистам (психологам, психиатрам), как минимум поговорить с ребенком, что его беспокоит, что тревожит и что он чувствует.

Как уберечь ребенка от приносящей вред информации?

Отговаривать тут совершенно бесполезно. Нужно развивать или искать жизнеутверждающие ресурсы у ребенка и  не в коем случае не возбуждать интерес закрыванием информации. Направлять интересы в другую деятельность, помогать поддерживать его физическое и психологического здоровье, и самое главное принимать ребенка таким какой он есть, отношение должно быть абсолютно безусловное, уважать, любить и не забывать говорить ребенку об этом.

Не один, даже самый высокопрофессиональный специалист  (психолог и т.д.) не сможет защитить ребенка от негатива внешнего мира, если ребенок не защищен своими родителями!

РЕЗЮМИРУЕМ 

Исходя из бесед и собственного опыта, можно сделать вывод: слежки за ребенком недостаточно. Проверять социальные сети детей на предмет участия в таких группах, тайком перечитывать их личные сообщения и отслеживать историю браузера – этого не только недостаточно для предотвращения интереса вашего чада к любой информации, наносящей ему вред. Только задумайтесь, может ли такая слежка привести к доверительным отношениям? Не отдалится ли ваш ребенок от вас окончательно и не начнет ли искать новое утешение в сети? Вероятно, не самое уместное сравнение, но это практически то же самое, что следить за преступником, где именно он нарушает закон, вместо того, чтобы предотвратить эти действия заведомо «до».

Мне 22. Мое детство не пришлось на такое бурное развитие социальных медиа. Но уже тогда в сети были и сайты с тайными сообществами самоубийц (о коих я узнавала уже по прошествии лет), и ролики с разного рода жестокостями. Предаваясь воспоминаниям о детстве и юношеской ностальгии, мои сверстники часто обсуждают видеоролики в духе «Зеленый слоник» и не верят тому, что я их попросту не видела, хотя дома всегда был и компьютер и интернет. Меня не было за ним. Вместо этого – танцы, музыкалки и куча других кружков, занимающих мое внимание больше интернета.

Конечно, как и у каждого явления у этого есть и обратная сторона медали: явная перегруженность ребенка различными занятиями тоже ни к чему хорошему не ведет. Но ведь всякое дело мера красит. 

А главное, проанализируйте свое поведение. Как часто вы сами проводите время в соцсетях? Если вы чаще фотографируете свое чадо для инстаграма, чем общаетесь с ним – у меня для вас плохие новости. 

А ваш ребенок, кажется, неплохо рисует. Может, самое время записать его в художку? 

P.S. если он этого, конечно, сам хочет.

Автор: Дарья Фауст


Фото: a-most.livejournal.com, аккаунт О. Анищенко в VK.ru, Даниил Туровский / «Медуза», 


Дарья Фауст