На заседании комитета по делам села и агропромышленной политике (председатель Всеволод Севастьянов) был рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края».
Его целью является приведение в соответствие с требованиями федерального законодательства мероприятий по государственной поддержке в области кредитования субъектов агропромышленного комплекса края. При доработке законопроекта ко второму чтению в нем появилась новая статья — «Предоставление грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам и потребительским обществам на развитие материально-технической базы». На эти цели в бюджете на 2016 год предусмотрены средства в сумме 33,7 млн рублей. По условиям предоставления гранта получатель — потребительский кооператив или общество — обязан создать шесть рабочих мест. Этот пункт и отсутствие критериев оценки эффективности вызвали разногласия среди экспертов и депутатов. В итоге было принято решение доработать спорные моменты и вынести законопроект на рассмотрение сессии во втором чтении.
Депутат Борис Мельниченко заметил, что ни в коем случае нельзя эти гранты раздавать направо и налево, лишь бы план выполнить — такое мы уже проходили, когда была мода на кооперативы. Надо искать людей, которые действительно будут работать на селе, и развивать его инфраструктуру. А ответственными за эту работу должны стать органы местного самоуправлении.
Затем депутаты заслушали отчет Счетной палаты по итогам аудита эффективности развития и обеспечения конкурентоспособности мясо-молочной отрасли края и анализ обеспечения продовольственной безопасности. Проверяемый период деятельности — 2013 год.
Отмечено, что агропромышленный комплекс является ведущей системообразующей сферой экономики края, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. На долю АПК края, включающего сельское хозяйство и перерабатывающий сектор, приходится более 8% валового регионального продукта, удельный вес занятых составляет более 5% в общей численности занятых в экономике края.
По данным за 2013 год, производством сельскохозяйственной продукции в крае занимаются более 500 сельскохозяйственных предприятий, около 700 фермерских хозяйств, около 300 тысяч личных подсобных хозяйств. Переработкой сельскохозяйственной продукции и производством пищевых продуктов занимаются более 800 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Общий объем продукции АПК края в 2013 году составил 110 млрд руб., из них 69,9 млрд руб. (63,6%) приходится на продукцию сельского хозяйства, 40,1 млрд руб. (36,4%) — на производство пищевых продуктов.
По итогам контрольного мероприятия аудиторы пришли к следующим выводам. Реализуемые меры государственной поддержки субъектов АПК края не вполне эффективны, поскольку не достигнуто большинство показателей результативности и эффективности сельскохозяйственного производства. Отдельные получатели господдержки не только не улучшили свои производственно-финансовые результаты, но и вовсе прекратили деятельность, в том числе по причине финансовой несостоятельности.
Объем господдержки из бюджетов всех уровней в 2013 году превысил объем чистой прибыли субъектов АПК края. Это свидетельствует о том, что господдержка обеспечивала не только основную массу прибыли сельхозпредприятий, но и направлялась на покрытие убытков от их производственно-финансовой деятельности. Без учета мер господдержки прогнозируется убыточность 188 прибыльных организаций, или 55% от общего их количества.
Счетная палата полагает, что рост эффективности сельскохозяйственного производства и сохранение конкурентных преимуществ невозможно обеспечить без инвестиций в модернизацию производства и внедрение современных технологий. Действующее в крае законодательство в сфере АПК не ориентировано на поддержку инвестиционного процесса. Низкая конкурентоспособность мясо-молочной отрасли обусловлена применением морально устаревших технологий производства, что проявляется в неэффективном использовании ресурсов, а также низкой концентрацией производства.
В условиях импортозамещения продукции животноводства в связи с объявленными санкциями в крае отсутствуют эффективные связи между производителями сырья и его переработчиками, налаженная система сбыта и продвижения сельскохозяйственной продукции краевых производителей на рынке края и других регионов. Это препятствует местным производителям реализовать их продукцию, войти в крупные торговые сети, а также участвовать в конкурсных поставках товаров для государственных и муниципальных нужд.
Далее был представлен отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности развития и обеспечения конкурентоспособности отрасли растениеводства Красноярского края и анализ обеспечения продовольственной безопасности».
Аудиторы констатировали, что среди субъектов Сибирского федерального округа в 2014 году Красноярский край занимал первое место по урожайности зерновых культур, третье — по производству сельскохозяйственной продукции и четвертое — по производству овощей. Доля производства сельскохозяйственной продукции края в денежном выражении составила 20,5% от общего объема в СФО. Объем производства продукции растениеводства в 2014 году в хозяйствах всех категорий (в действующих ценах) составил 33,8 млрд руб., или 49,5% от общего объема продукции сельского хозяйства. В 2014 году в хозяйствах всех категорий валовой сбор зерна (в весе после доработки) составил 2 млн 208,2 тыс. тонн, что на 0,3% меньше, чем в 2013 году. Валовой сбор картофеля увеличился на 6,5%, овощей открытого и защищенного грунта — уменьшился на 5%.
Как показала проверка, и здесь рост эффективности сельскохозяйственного производства и сохранение конкурентных преимуществ невозможно обеспечить без инвестиций в модернизацию производства и внедрение современных технологий. Однако действующее в крае законодательство в сфере АПК, по мнению Счетной палаты, не ориентировано на поддержку инвестиционного процесса.
Факторами, сдерживающими развитие растениеводства в крае, являются уменьшение парка сельскохозяйственных машин, приводящее к увеличению нагрузки на технику, применение морально устаревших технологий производства, которое проявляется в неэффективном использовании ресурсов, а также низкая концентрация производства, невысокий уровень заработной платы работников, сокращение числа сельскохозяйственных организаций.
По состоянию на начало 2014 года площадь земель сельскохозяйственного назначения составляла 17,2%, из них сельскохозяйственных угодий (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь) — 12,1%. Из 2 млн 962,4 тыс. га пашни использовалось только 66%.По данным государственного мониторинга земель, отмечается интенсивное ухудшение качества земель фактически во всех районах края. Почвенный покров, особенно пашни, продолжают подвергаться деградации, загрязнению, захламлению, теряется способность к воспроизводству плодородия вследствие истощительного и потребительского использования земель. Мелиоративный комплекс края не развивается, происходит сокращение мелиорированных земель, что приводит к выбытию из оборота сельскохозяйственных угодий. Уровень применения минеральных удобрений, необходимый для положительного баланса питательных веществ в почвах, не достигнут, а нормы органических удобрений не обеспечивают сохранения плодородия почв.
Докладчик — заместитель председателя Счетной палаты края Виктор Астраханцев сообщил, что за счет бюджетных средств в 2014 году была оказана 21 мера господдержки на развитие растениеводства в размере 1,7 млрд рублей. Всего в ходе контрольного мероприятия проверкой охвачено шесть мер поддержки в размере 645 млн рублей. Несвязанную (погектарную) поддержку получили 722 сельхозтоваропроизводителя края в общей сумме 751,6 млн рублей. По мнению председателя Счетной палаты Татьяны Давыденко, итоги аудита показали, что для дальнейшего развития отрасли необходимо порядка 7,7 млрд рублей, а текущее финансирование в размере 4,4 млрд позволяет лишь поддерживать ее жизнеспособность, а не развитие.
Депутаты приняли информацию к сведению и решили до конца года на заседании комитета рассмотреть комплексную программу развития села.
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края
Новости
Плюсы и минусы господдержки села в Красноярском крае
На заседании комитета по делам села и агропромышленной политике (председатель Всеволод Севастьянов) был рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края».
Другие материалы рубрики
То же самое касается детских ежемесячных пособий до 7 лет
Образовательные учреждения края обновили оборудование
Виноваты кредиты и и сокращение теневого сектора
Решение будет приниматься президентами
Опубликовано интервью с председателем Счетной палаты Красноярского края
Наши проекты