Панорама1
Красноярск
$ 92.1314 € 98.7079
Новости
16.10.2015 12:13 Главные новости
Очередь в детские сады в Красноярском крае превышает 7 с половиной тыс. человек

Очередь в детские сады в Красноярском крае превышает 7 с половиной тыс. человек

Вниманию депутатов на сессии был представлен отчет министра образования Светланы Маковской о положении дел в подведомственных сферах государственного управления.
Вниманию депутатов на сессии был представлен отчет министра образования Светланы Маковской о положении дел в подведомственных сферах государственного управления.
На реализацию государственной программы Красноярского края «Развитие образования» направляется более 20% краевого бюджета. Расходы ежегодно растут и в 2015 году составляют 44,3 млрд рублей. Сеть образовательных учреждений края включает в себя более двух тысяч учреждений. В настоящее время более 115 тыс. (91,3%) детей в возрасте от 3 до 7 лет получают услугу дошкольного образования. За семь лет в системе дошкольного образования края было создано около 42 тысяч дополнительных мест. В 2015 году запланирован ввод еще 13 084 мест, в том числе за счет строительства 29 зданий и приобретения семи зданий под ДОУ.
Всего на создание дополнительных мест в период реализации указа Президента (2012—2015 годы) было предусмотрено более 10 млрд рублей, в том числе в 2015 году более 4,5 млрд. В 2016 году в краевом бюджете на эти цели предусмотрено почти 2 млрд рублей.
Однако, несмотря на все усилия, в крае по-прежнему сохраняется очередь для определения в ДОУ — более 7,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет. Самая большая очередность — в Красноярске (3946), Березовском (637), Курагинском (448), Емельяновском (463) районах.
Система общего образования является сложной и неоднородной: в крае почти 30% школ (325) с наполняемостью до 50 учеников и более чем 44% — до 100 учеников; 63% школ расположены в сельской местности, но в них обучается только 25% учеников.
Говоря о достижениях в системе общего образования, Светлана Маковская отметила, что реализуемая в крае многоуровневая система работы с одаренными детьми позволила проявить свои интеллектуальные, спортивные и творческие способности более 130 тыс. школьникам. По итогам 2015 года Красноярский край показал хорошую динамику роста количества победителей и призеров финального этапа Всероссийской олимпиады школьников и оказался по этому показателю на третьем месте среди регионов Сибири.
Наиболее общими показателями, характеризующими качество образования, являются результаты итоговой аттестации. В 2015 году в Красноярском крае 116 человек получили по 100 баллов. По сравнению с 2014 годом выросла доля участников ЕГЭ, набравших высокие баллы по физике, химии, биологии, информатике и ИКТ, обществознанию. Однако итоговая аттестация 2015 года показала наличие серьезных проблем в школьном образовании: около 3% участников ЕГЭ не справились с математикой на базовом уровне.

В целях обеспечения высокого качества математического и естественно-научного образования в этом учебном году министерством реализуется проект создания сети специализированных классов. Такие классы математической, естественно-научной и инженерно-технологической направленности созданы в 25 муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Как считает министр образования, одним из важнейших условий получения качественного образования является наличие квалифицированных кадров.

В общеобразовательных организациях края работает около 22,5 тысячи учителей. В настоящее время в школах края насчитывается 637 вакансий учителей, из них более 50% в сельских школах. Наиболее востребованными являются учителя иностранного языка, начальных классов, математики, русского языка и литературы. В результате проведенных мероприятий в 2015 году удалось стабилизировать ситуацию с ростом числа вакансий учителей в целом по краю и сократить их количество в сельских школах. Количество вакансий уменьшилось с 1317 в 2013 году до 637 — в 2015-м, соответственно в сельских школах края — с 839 до 326.

В части обеспечения условий организации образовательного процесса за последние три года построено 14 школ, 12 из них расположены в сельской местности, устранена аварийность 28 зданий, из них в 2015 году — десяти. Впервые за последние годы за счет средств краевого и федерального бюджетов (более 69 млн руб.) будет проведен ремонт спортивных залов 30 школ, расположенных в сельской местности. Однако проблема несоответствия инфраструктуры в школе современным требованиям, точнее говоря, безопасным условиям остается крайне актуальной. На сегодняшний день в крае 42 аварийных здания школ (3,5%), 29 из которых требуют капитального ремонта, взамен 13 необходимо строительство новых зданий. В рамках госпрограммы «Развитие образования» на устранение аварийности в 2016 году в краевом бюджете запланировано 130 млн рублей.

За последние четыре года все школы края обеспечили необходимым учебно-лабораторным оборудованием и спортивным инвентарем, бесплатными учебниками (израсходовано 700 млн руб.). В 2016 году в краевом бюджете на замену школьных автобусов предусмотрено 50 млн рублей, что позволит заменить порядка 30 автобусов.

В системе профессионального образования в 2015 году завершено укрупнение 103 учреждений начального и среднего профобразования. В результате реорганизации в 54 профессиональных образовательных организациях организовано обучение по 140 профессиям и специальностям — открыты 14 новых программ подготовки специалистов среднего звена в 7 учреждениях, которые ранее реализовывали только программы НПО, увеличена доля обучающихся по целевым договорам с гарантированным трудоустройством в 2015 году до 32% от общего набора.

Еще одно направление в деятельности министерства — организация летнего отдыха и оздоровления. Ежегодно около 42% детей школьного возраста отдыхают в оздоровительных учреждениях края (загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря). В целом сохраняется общее количество детей, включенных в различные виды отдыха, оздоровления и занятости, на уровне 80%.

За последние три года за счет краевого бюджета проводится реконструкция, капитальный и текущий ремонт загородных оздоровительных лагерей. Кроме того, введены в эксплуатацию новые инфраструктурные объекты, в том числе 6 жилых корпусов, 5 медицинских блоков, 2 пищеблока, 7 спортивных площадок. При этом инфраструктура загородных лагерей остается устаревшей, не позволяющей обеспечить современный уровень отдыха и оздоровления. В связи с этим в дальнейшем мероприятия по модернизации загородных лагерей будут продолжены. В 2016 году на данные цели предусмотрено почти 124 млн рублей.

Одним из полномочий министерства образования является государственная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В крае проживает 16 014 детей такой категории (2,8% от общей численности детского населения), причем более 80% из них «социальные сироты», то есть дети, утратившие родительское попечение при живых родителях.

Более 77% детей-сирот воспитывается в замещающих семьях. В связи с развитием семейных форм воспитания банк данных о детях-сиротах сократился на 73%. Это позволило за период с 2006 по 2015 год ликвидировать 29 детских домов и передать их здания в муниципалитеты под 15 детских садов, 2 школы, 6 учреждений дополнительного образования, муниципальное жилье.

На учете в министерстве образования состоит 5508 детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, в том числе 3540 человек уже получили право на обеспечение жильем, но не реализовали его. В 2015 году планируется обеспечить жильем 611 детей-сирот. Для реализации этого права требуется более 5 млрд рублей.

В обсуждении отчета приняли участие Михаил Козлов, Борис Мельниченко, Юрий Данильченко, Анатолий Амосов, Виктор Кардашов, Сергей Зяблов, Петр Медведев и другие депутаты.

Павел Семизоров: «Почему в сельских школах теперь нет подготовки по рабочим профессиям? Некоторые выпускники оставались на селе и работали по полученной специальности. Теперь у сельских школ нет такой возможности, так как нет средств на приобретение техники?»

Светлана Маковская: «Профессиональная подготовка школьников в Красноярске проводится на базе профессиональных образовательных учреждений образования. Мы планируем распространить этот опыт на сельские школы. Субвенции школам выделяются, и им решать, что покупать — компьютеры или трактор. Хотя действительно в последнее время упор был сделан на обучение информационным технологиям».

Владимир Бедарев: «Будет ли сохранена система обучения в вечерней школе? Как будет использоваться помещение закрытой вечерней школы в Кировском районе?»

Светлана Маковская: «Здание передано под учреждение дополнительного образования детей. В Законе «Об образовании в РФ» нет формы «вечерняя школа», обучение таких подростков будет осуществляться на базе общего образования, по тем же программам и с такой же итоговой аттестацией, но в вечернее время. Набор учеников на вечернее обучение будет осуществляться на базе общеобразовательных школ».

Вера Оськина: «Есть ли в крае школы, где не преподается иностранный язык в связи с острой нехваткой учителей по этому предмету?»

Светлана Маковская: «Большая часть вакансий закрыта за счет увеличения нагрузки имеющимся преподавателям. В тех школах, где вообще нет преподавателя иностранного языка, преподавание ведется дистанционно».

Владимир Демидов: «Судя по отчету, оздоровительным отдыхом охвачено всего 42% детей. Скажите, сколько отдохнуло в загородных лагерях и планируете ли вы увеличить количество детей, охваченных именно этим видом отдыха, с привлечением частных инвесторов?

Светлана Маковская: «Загородный отдых самый финансово затратный из-за стоимости путевок, самый массовый — в лагерях дневного пребывания. В последнее время растет спрос на отдых в палаточных лагерях. В следующем году мы планируем увеличить количество детей, отдохнувших за пределами края. Для отдыха детей в загородных лагерях резервы есть, но не хватает бюджетных средств».

Марина Добровольская: «С чем связаны добровольно-принудительные взносы на ремонт в образовательных учреждениях?»

Светлана Маковская: «Финансирование ремонта осуществляется на уровне муниципалитетов, из-за недостатка средств действительно есть случаи, когда деньги собираются с родителей. Это недопустимо. Сбор средств возможен только по решению родительского собрания и только на нужды детей, к примеру, на дополнительное образование, но никак не на ремонт».

Итоги обсуждения подвела председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова:

«Комитет всегда уделял самое пристальное внимание сфере образования. Деятельность министерства и лично Светланы Ивановны за отчетный период можно признать грамотной и профессиональной. Такой министр заслуживает уважения с учетом огромного объема работы. Но есть проблемы, которые требуют немедленного решения. Прежде всего надо избавить министерство от непрофильных функций по управлению недвижимым имуществом, оставшимся после реорганизации профессионального образования — это огромное количество объектов, оборудования, инженерных сетей. Надо все срочно передать в казну, соответствующему ведомству. Министерство образования призвано учить, а не охранять и ремонтировать.

В ближайшее время министерству необходимо вплотную заняться решением ряда вопросов по детям-сиротам: обеспечением жильем, выплатой им компенсации на аренду жилья, оплатой услуг ЖКХ и текущего ремонта и созданием специализированного жилого фонда. Проезд детей, прежде всего сирот, из северных территорий к месту отдыха оплачивается солидной суммой из бюджета. Надо провести переговоры с авиаперевозчиком о снижении тарифов. Комитет ждет от министерства поступления ряда очень важных законопроектов (к примеру, о бесплатном питании).

И последнее, на что очень хотелось бы обратить внимание (к сожалению, в отчете это не прозвучало). Мы с радостью рапортуем о сокращении очереди в детские сады и строительстве новых зданий ДОУ. Но почему-то никто не говорит о том, что будет дальше, когда эти дети пойдут в школу. Во вторую смену в 2014 году обучалось 33 тысячи детей, в 2015-м — 37 тысяч, а через два года будем вводить третью смену?! Очередь перекочует в школы и будем платить компенсацию уже за непредоставление места в школе? Хочу напомнить, что мы должны обеспечить предоставление образовательной услуги, а не компенсировать ее отсутствие.

Предлагаю принять за основу проект постановления по отчету министра, а к следующей сессии подготовить окончательный вариант с учетом поступивших поправок».

По итогам отчета сессия приняла проект постановления Законодательного Собрания с конкретными предложениями в адрес правительства края.

Пресс-служба Законодательного собрания Красноярского края
Другие материалы рубрики
ЖД Вокзал Красноярска приобрел новый облик
Ожидание поезда для пассажиров стало комфортнее
20.01.2020 - 12:19
В сети появились эскизы ещё четырех станций красноярского метро
Их планируют построить к 2022 году
17.01.2020 - 16:37
В Красноярске введут интеллектуальную систему светофоров
Специалисты установят специальные детекторы
16.01.2020 - 18:39
В Красноярском крае распустилась верба
Синоптики связывают это с аномально теплой погодой
16.01.2020 - 17:10