К сожалению, как выглядел Андрей Дубенский на самом деле, мы не знаем, и возможно, не узнаем никогда. В далеком 1628 году фотографий не было, цифровыми камерами и смартфонами никто не пользовался. Так что искать селфи Дубенского в просторах Интернета бессмысленно. В те времена, чтобы оставить на долгую память потомкам свое лицо, нужно было обращаться к живописцу. Поэтому, если и был когда-то портрет Дубенского, то затерялся где-то в годах истории. Но, скорей всего, его просто не существовало, иконографию Андрея Ануфриевича, вряд ли делали в силу незнатного его происхождения, а услуги художника (заморского) стоили очень-очень дорого.

Нынешние художники не раз пытались изобразить Дубенского, как кому видится. Например, татарский живописец Альфир Фахразиев написал портрет Андрея Дубенского (см. фото). Но на нем он похож больше на татарина, чем на русского воеводу. Архитектор Михаил Меркулов и скульптор Владимир Гирич – авторы скульптуры Дубенского в Красноярске, так же воссоздали его образ из головы. Этакий художественный вымысел. Никакого, пусть самого малого, отношения к реалиям не имеющий. Поэтому к очередному юбилею города Красноярска было решено сделать реконструкцию портрета Андрея Дубенского, основываясь не только на творчестве, но и на науке. Доверили это сделать известному красноярскому художнику Виктору Бахтину. Почему ему? Об этом стоит рассказать отдельно. Итак, небольшое лирическое отступление.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ
Виктор Бахтин был выбран не случайно. Во-первых, он уже, как сейчас бы сказали, был брендовым художником с мировым именем. Красноярцы его, чаще всего, вспоминают, как «папу» Соболька Кеши – талисмана Спартакиад народов СССР в 1982 и 1986 годах. Кроме того, он иллюстрировал книги известных российских и иностранных авторов. Таких как, Валентин Пикуль, Валентин Распутин, Жозеф Рони – старший («Борьба за огонь»).
В 70-е годы прошлого столетия Виктору Бахтину, тогда еще молодому художнику, доверили иллюстрировать первое издание «Царь-рыбы» другого нашего известного земляка Виктора Астафьева. Как вспоминает Бахтин в своих мемуарах, в то время они проживали в Академгородке и часто видели друг друга, хотя и не были приятелями. Когда Бахтин пришел к Астафьеву, мэтр литературы посоветовал съездить молодому художнику на север Красноярского края и своими глазами увидеть жизнь «северян». Бахтин последовал совету Астафьева. Правда, денег на билет у него не было («Всего десять рублей», - вспоминает Виктор Бахтин), поэтому взяли его на судно лишь потому, что он написал портрет капитана, который пришелся «речфлотовцу» по душе.

Через некоторое время, художник, напитанный впечатлениями, с эскизами работ, вновь пришел к Астафьеву и продемонстрировал их. Виктор Петрович долго разглядывал наброски, а потом сказал: «Мне часто молодые художники приносят свои работы. Порой неудобно им сказать, что их творчество мне не очень нравятся. А тебе я скажу честно, мне понравилось». Но больше всего Астафьева удивил тот факт, что Бахтин нарисовал героиню книги (реальную женщину, которую описывал Астафьев в своей книге) с портретным сходством, словно он видел ее воочию:
- Как ты смог так точно нарисовать ее? Ты же ее никогда не видел, ей сейчас уже много лет…
- Я это сделал по вашим литературным описаниям.
- Это поразительно, словно не рисунок, а фотография…
КАК ДЕЛАЛАСЬ РЕКОНСТРУКЦИЯ ПОРТРЕТА
Эта история и божий дар, которыми был награжден художник, послужили основанием тому, что реконструировать портрет Андрея Дубенского попросили именно Виктора Бахтина. На тот момент он жил в Америке. Геннадий Федорович Быконя, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Красноярского государственного университета имени В.П. Астафьева, посвятил свою жизнь любимой науке. У него было собрано множество материалов, касающихся Андрея Дубенского. Иконографии современников Дубенского, его родственников (которые удалось найти), а также потомков красноярского воеводы, текстовые исторические документы… В общем, все-все, что имелось о Дубенском переслали Бахтину в Америку.
Еще одна замечательная черта, которой славился Виктор Бахтин, скрупулезность, бережное отношение к деталям.

Например, когда он рисовал птиц для «Красной книги Красноярского края», даже орнитологи отмечали, что перья выписаны так, как они выглядят в природе. То есть, покровное, контурное, пуховое на картинках «лежали» на своих местах. И к реконструкции портрета красноярского воеводы Бахтин подошел не только творчески. Просмотрел множество изображений, прочитал документы и несколько раз делал черновики портрета Дубенского. Пока не выбрал один.
Вот какую резолюцию написал Геннадий Быконя на реконструкцию портрета: «Поскольку он (Дубенский прим. редакции) был коренным владимирцем, минимум в четвертом колене по обеим линиям родства, то привлечен иконографический материал по его землякам, родившимся в XVI – XVIII веках. Среди них: освободитель Москвы князь Пожарский Дмитрий Михайлович (род.1578), первый енисейский губернатор Александр Петрович Степанов (1781), декабристы: Митьков М.Ф. (1791), Спиридов М.М. (1796) и Басаргин Н.В. (1800). Кроме того известен портрет кисти художника Ивана Никитина одного их Хрипуновых, родственников Дубенских, Козьмы Хрипунова, относящийся к первой четверти XVIII века, а также портрет выходца из старинных владимирских купцов Щеголева И.Г. (1804).
Считаю, что выполненная Виктором Бахтиным реконструкция внешнего облика 40-летнего основателя Красноярска Андрея Ануфриевича Дубенского в значительной степени может отражать реалии. Эта уникальная по подходу и художественному исполнению работа художника высветила еще одну грань его таланта».

Апробация этого портрета успешно прошла в двух книгах: статусном издании – «Иллюстрированная история Красноярья. XVI – начало XX в.», победитель краевого грантового конкурса «Книжное Красноярье-2012» и юбилейной, посвященной 385-летия города «Красноярск: от прошлого к будущему». Многие считают реконструкцию не только отменной работой художника, но и «истинным» портретом Дубенского.
Правда, официального заключения-утверждения компетентных структур по этому поводу нет. И вряд ли будет. Но сам подход к реконструкции – научно-творческий, интересен сам по себе и имеет неплохие перспективы. Вот такая инновация в Живописи и Истории.
Андрей Иванов
По воспоминаниям Юрия Кирюшина, директора издательства «Растр» и близкого друга Виктора Бахтина
Фото предоставил Юрий Кирюшин