Избирком юбилей
Красноярск
$ 76.2491 € 91.476
Срочная новость
А.Усс: Люди хотят чувствовать себя защищенными от инфекции
Новости
24.02.2021 14:57 Главные новости
Экскурс в историю выборов в Красноярске

Экскурс в историю выборов в Красноярске

С Самого основания и по наши дни
Вся четырехсотлетняя история нашего города была бы явно неполной без сохранения в нашей памяти наиболее ярких и драматичных страниц, связанных с организацией и проведением выборов в местные органы красноярской власти.
В разные времена Красноярскую городскую избирательную комиссию всегда возглавляли люди авторитетные, честные, имеющие не только солидный практический жизненный опыт, но и безупречно высокопрофессиональный. Ибо от их неподкупности и принципиальности во многом находилась и сегодня находится будущая судьба города с её неудачами и успехами.
Наши краткие страницы истории выборов в Красноярское городское самоуправление показывают, что главный тон в жизни города не всегда, как было принято у нас долгое время считать, играла политика, главную роль играли красноярцы, стремившиеся в любых, даже самых тяжелых условиях, сделать нашу жизнь более человечной и достойной.




После открытия Сибири в 1583 году Ермаком, на берегах Енисея действовало воеводское управление. Посланным из центра воеводам разрешалось управлять «смотря по тамошнему делу и по своему высмотру, как будет пригоже и как его Бог вразумит».

С 1695 по 1698 год народ стал бороться с произволом местных воевод. Это вооруженное восстание в исторической литературе получило название «Красноярской шатости». Бунт длился около трех лет, и все это время в городе существовала выборная организация служивых людей. На общих сходках стали выбирать доверенных «судеек», которые и управляли городом. В их компетенцию входило судопроизводство, сбор налогов, ясака и других платежей. Велось городское делопроизводство, система которого была идентична той, которую вели воеводы. Именно к этому периоду стоит относить начало зарождения местного самоуправления города Красноярска, при этом следует отметить, что самоуправление формировалось не по указке сверху, а благодаря народной инициативе и развивалось хотя и стихийно, но естественным путем. Последовательно трем воеводам-стольникам - Алексею и Мирону Игнатьевичам Башковским и Семену Ивановичу Дурнову - красноярцы «отказывали от воеводства». В своих челобитных царю они прямо писали, что с такими воеводами «жить не можно». Москва неустанно следила за поведением сибирского населения.

Первый опыт децентрализации местного самоуправления был сделан Петром Первым в 1708 году, когда на карте России появились первые новые административно-территориальные единицы - губернии. (Чтобы навести в стране элементарный порядок Петр учреждает в городах магистраты. В 1723 году в Красноярске учреждается ратуша, а в 1745 году - магистрат. В красноярском архиве сохранилось несколько указов от 1773- 1778 годов, адресованных Красноярской ратуше. В основном в них идет речь об избрании и переизбрании на должность ратманов и старост)

Эта реформа, положившая начало городскому самоуправлению в России, не коснулась однако Сибири, потому что там, как говорил Петр, «людишки худые, скудные» и им «в сборе денежной казны верить нечему». Все остальные преобразования, введенные Петром в систему местного самоуправления, им же через десять лет были отменены как неэффективные. Они не смогли искоренить «богопротивное лихоимство и корысть должностных лиц». Так, первый губернатор Сибири Матвей Гагарин, ближайший соратник царя, был уличен во взятках и казнен «за неслыханное воровство».

В 1764 году Екатерина II создала на территории Сибирской губернии новые - Иркутскую и Тобольскую. Красноярск перешел в состав Тобольской губернии. В этом же году она издает «Наставление губернаторам», в котором отмечалось, что «Губернатор недремлющим оком в губернии своей взирает на то, чтобы все и каждый по званию своему
исполнял с возможным радением свою должность, содержа в нерушимом сохранении указы и узакония наши, чтобы правосудие и истина во всех судебных подчиненных ему местах обитали и чтобы ни знатность вельмож, ни сила богатых совести и правды помрачать, а бедность вдов и сирот тщетно проливая слезы, в делах справедливых утеснена не была».

С 1766 года под её покровительством начинает работать Уложенная комиссия для разработки конкретных решений по дальнейшему управлению российских провинций. В её работе принял участие и первый красноярский депутат Иван Григорьевич Ерлыков, который привёз в столицу «Наказ от купечества Красноярска». Итоги трудов комиссии 1767 года показали, что депутаты в большинстве своем высказались «в пользу замены правительственного местного управления - выборным» Убедившись в необходимости преобразований, Екатерина делает первый практический шаг - она начинает реформу местного управления.

7 ноября 1775 года в свет выходит законодательное положение под названием «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Впервые в истории страны вводятся новые административные органы. Среди них - казенная палата, приказ общественного призрения и другие. И хотя эти преобразования во многом изменили жизнь российской провинции, современники же той эпохи считали ее неудачной, не уставая подчеркивать, что это было время, когда в России, а в особенности в Сибири, воцарилось «фактическое безначалие при формальной многовластии».

Понимая важность стимуляции развития торговли и промыслов Екатерина издает «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», которая расширяла деятельность городского самоуправления. Исследователь И.И. Дитятин отмечал, что эта реформа окончательно закрепила за городом права юридического лица, теперь каждый город обязан был иметь свой герб и печать.

В 1785 году система органов самоуправления получила представительство в виде общей городской думы. Деятельность её заключалась в выборах на должности по общегородскому сословному управлению: городского головы (введена с 1764 года), бургомистра, ратманов, старост и депутатов для составления городовой обывательской книги. По данным В.В. Рабцевича, в Красноярске в 1797 году право голоса получили 9 купцов и 94 мещанина, в 1801 году - 46 купцов и 110 мещан. Участвовать в решении городских дел мог очень небольшой процент красноярцев. В 1797 году примерно около 9 % горожан, 1801 - около 6%.

Коренные преобразования в политике местного сибирского управления связаны с именем Михаила Михайловича Сперанского. Именно у него зародилась мысль разделить Сибирь на два генерал-губернаторства - Западное и Восточное - и создать новую Енисейскую губернию. 12 декабря 1822 года в Воскресенском соборе Красноярска состоялось её открытие. В этом же историческом соборе, построенным в 1759 году, выборные лица города давали свои клятвы на верность царю и отечеству. В них ключевыми были слова «служить верно и нелицемерно».

В истории местного самоуправления нашего города 1870-й год можно назвать переломным. Принятое в это время новое городовое положение открывало для российских городов широкие возможности для устранения всех язв городской хозяйственной деятельности. Центральной фигурой в управлении городом становился городской голова как главный его представитель, так и распорядитель его дел. В то же время важнейшим звеном в реализации городской реформы являлись выборы в органы самоуправления - думы и управы. Проведение массовых публичных выборов путем закрытой баллотировки, как утверждают современные публицисты, было для России делом новым. Объяснение тайного голосования в городовом положении было изложено так: «Открытая подача гражданами за то или другое лицо может нередко расстроить личные их отношения и
сопровождаться другими невыгодными для них последствиями; и что ввиду этого немногие избиратели высказывают достаточно твердости и гражданской честности, чтобы подать свой голос по совести и убеждению, не стесняясь последствиями и не подчиняясь чьему-то влиянию».

Особый раздел городового положения «О городских избирательных собраниях» содержал 32 статьи, определяя характер выборной системы, условия приобретения активного и пассивного избирательного права, порядок составления и утверждения избирательных списков, способ осуществления голосования, порядок обжалования разного рода нарушений установленных норм. Составители городового положения особо подчеркивали, что «городские избирательные собрания» составляются единственно для избрания гласных городской думы, через каждые четыре года; время созвания их определяется думою.

Важной и определяющей была статья № 17 городового положения, которая гласила, что «всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных, при следующих условиях: 1) если он русский поданный; 2) если ему не менее двадцати пяти лет от рождения; 3) если он, при этих двух условиях, владеет в городских пределах недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит торговое или промышленное заведение по свидетельству купеческому, или же, прожив в городе в течение двух лет сряду пред производством выборов, хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащичьего 1-го разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений».

Право участвовать в выборах имели и женщины, которые выплачивали в городскую управу соответствующие налоги. Они были ущемлены лишь в одном - возможности голосовать лично. Женщины могли уполномачивать своих отцов, мужей, сыновей, зятьев. Одним словом лиц мужского пола. Не случайно поэтому появилась в городовом положении статья № 31: «Никто не может иметь на городских выборах более двух голосов: одного по личному праву и другого по праву представительства, по доверенности или уполномочию». (О правах женщин на участие в выборах шла нескончаемая дискуссия на страницах столичных газет и журналов. Правительству прямо задавали вопрос: почему не предоставить лицам женского пола, имеющим право голоса на выборах, являться самим на выборы и лично участвовать в них?)

Лишались прав принимать участие в голосовании лица, судимые за преступления, состоявшие под следствием и судом, лишенные духовного сана или звания за пороки. Не могли участвовать также лица, имеющие недоимки. Запрещалось в городские головы выбирать евреев.

Статья № 88 городового положения говорила о том, что число членов городской управы из нехристиан не должно превышать одной трети всего состава. Кроме того, «губернатор, члены губернского по городским делам присутствия, исключая городского головы, члены губернского правления и чины местной полиции, пока находятся в сих должностях, голосом при выборах не пользуются».

Следует сказать, что новое учреждение - губернское по городским делам присутствие, родилось также во время реформы городового положения. Присутствие следило за законностью распоряжений, принимаемых думой (если оно находило в них превышение власти или закона, то такие распоряжения сразу же аннулировались).

Выборы в Красноярске по правилам городового положения 1870-го года начались 24 ноября и продолжались до 30 ноября. Надо сказать, что из 517 красноярцев, получивших право голоса (из 13 тысяч), участвовало только 136 жителей (26,30%). Однако несмотря на такую низкую избирательную активность, выборы были признаны состоявшимися. Городским головою, выбранным в третий раз, стал Петр Иванович Кузнецов. Он возглавил думу и городскую управу, куда было выбрано 7 человек из гласных.

Таким образом, распорядительные функции были предоставлены городской думе, исполнительным органом стала городская управа, действующая в рамках, отведенных ей думою. Члены управы избирались думою и зависели только от неё, не нуждаясь, как это было раньше, в утверждении губернской администрацией. Дума могла любого члена управы отстранить от должности и даже предать суду.

И еще. Членами городской управы не могут быть одновременно отец и сын, то есть и зять, также родные братья.

К своей непосредственной практической деятельности красноярская городская дума по правилам городового положения 1870 года, первая в губернии, приступила в январе 1871 года. Новые правила дали гласным устанавливать фиксированные цены на хлеб, сдавать городские земли в аренду, устанавливать налоги на недвижимость. Одним словом, предоставили широкие полномочия в ведении городского хозяйства.

К сожалению, эта яркая полоса расцвета городского самоуправления была прервана в 1892 году, когда законодательство о местном самоуправлении было тщательно переработано правительственными министрами. Общественное мнение, сложившееся вокруг этого документа, определило его как «контрреформу». По новым правилам число избирателей в Красноярске резко сократилось. Если их в 1870 году было 517, то в 1894 году оказалось только 160. Сократилось и число гласных. Если до новой реформы их было 36, то после неё - 23. В 1894 году из 160 избирателей голосовать за состав новой думы пришло 16 человек (10%). И это при том, что выбирать нужно было 23 гласных. Такого глумления над местным самоуправлением Красноярск ещё не знал. Под влиянием революционных событий 1905 года городовое положение 1892 года реформировалось в 1906 году, а затем в 1908-м и в 1910 годах. Городовое положение 1892 года оказалось с крупными изъянами. Журналисты писали, что уже ненормально одно то, что городской голова утверждался администрацией и являлся чиновником с мундиром и с правами государственного служащего. Тем не менее, городской думе по-прежнему предоставлялось право устанавливать фиксированные цены на печеный хлеб. (Сиб. жизнь. 1901, № 99. 19 авг.)

Первая русская революция оставила в истории Красноярска неизгладимый след. В декабре 1905 года власть в городе принадлежала восставшим, но организовать свои выборы в городскую думу повстанцы не смогли. 4 декабря состоялись выборы гласных в городскую думу на следующее четырехлетие 1906 - 1909 гг.

При числе жителей города в 40000 человек число избирателей определялось в 600 человек, что составляло 1,5 % от всего населения. Эти 600 «счастливчиков» должны были избрать 48 гласных и 10 кандидатов к ним. На выборы же пришло всего 167 человек (27,8%). (Голос Сибири. 1906, № 12, 12 марта) Такая картина показывала всю ненормальность избирательного права.

6 декабря 1905 года в Красноярске был создан «Объединенный Совет депутатов от солдат и рабочих Красноярска». В январе 1906 года все депутаты этого совета были арестованы. Однако эхо красноярского восстания 1905 года стало достоянием российского революционного движения. Основатель советского государства В.И. Ленин называл Красноярск важнейшим революционным центром России.

29 октября 1909 года Енисейским губернатором Д.Бологовским был утвержден устав общества обывателей и избирателей г. Красноярска. Его членами могли быть обыватели Красноярска, без различия пола, не моложе 25 лет, имеющими право по имущественному цензу быть городскими избирателями по нашему городу.

Подобный общественный орган, по задумке его создателей, должен был значительно улучшить городскую избирательную систему. Перед наступлением выборов в городскую думу, его члены обсуждали круг лиц, которые, по их мнению, достойны были быть обличенными доверием избирателей и стать гласными. Выступая на страницах местной прессы, члены общества не раз подчеркивали, что истинные задачи правильно понимаемого городского управления должны, прежде всего, иметь в виду интересы многочисленного несостоятельного класса населения, так как состоятельные люди в состоянии сами позаботиться о себе. Общество «обывателей и избирателей» проработало более полугода и затем закрылось. Говорят, что город — это единство непохожих людей. И это единство скрепляется властью, которая, по словам Достоевского, всегда держится в России на тайне, чуде и авторитете. Но в первые годы нового двадцатого века было уже видно, что долго на чуде царская власть не удержится. Впереди Красноярск ждала Октябрьская революция.

Реформы Временного правительства похоронили царскую избирательную систему. На смену ей шло передовое всеобщее избирательное право. Журналисты писали, что прежде, чем приступить к выборам, хотя бы и по самой совершенной системе, необходимо подготовить к ним население. И чем основательнее будет сделана эта подготовка, тем меньше будет промахов при выборах. Во-первых, нужно точно знать предназначенных к избранию людей - их способности, познания, как и что они умеют делать. Во-вторых, чтобы избираемые люди не только были годны для дела, но и порядочны, честны, надежны.

15 апреля 1917 года Временное правительство выпустило постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях».

Отдельным приложением к этому важному документу были изданы временные правила, по которым в России должны были пройти самые демократические выборы в органы местного самоуправления. Некоторые, на наш взгляд, наиболее важны из них. Согласно им, гласные городской думы избирались на срок до 1 января 1919 года. В Красноярске выборная кампания была намечена гласными городской думы на 2 июля 1917 года. Выборы проходили по пропорциональной системе.

Впервые за всю историю нашей страны правом участия в выборах гласных могли быть российские граждане обоего пола, всех национальностей и вероисповеданий, достигшие ко времени составления избирательных списков двадцати лет, если они во время избирательных списков проживают в данном городе.

В правилах также говорилось, что не участвуют в выборах: 1) высшие, в пределах губернии и уезде представители административной власти и их заместители и помощники; 2) лица, состоящие на службе по местной милиции (полиции); 3) лица монашествующие и 4) лица, признанные в установленном законом порядке безумными, сумасшедшими и глухонемыми.
Для производства выборов гласных образуется городская избирательная комиссия под председательством городского головы. В состав этой комиссии городской голова приглашает трех лиц из среды избирателей...
При производстве выборов по участкам, кроме городской избирательной комиссии, образуется для каждого избирательного участка участковая избирательная комиссия.
Председатели прочих избирательных комиссий приглашаются городским головою из числа избирателей...
В правилах также подчеркивалось, что никто не может иметь на выборах более одного голоса. Выборы производятся подачею голоса избирателем только за один из списков, заявленных кандидатом в гласные. Выборы эти производятся закрытою подачею голосов посредством подачи избирательных записок...

На следующий день после подачи участковая избирательная комиссия в присутствии явившихся избирателей производит в открытом заседании подсчет поданных за каждый заявленный список голосов. Результаты подсчета отмечаются на особом листе, который подписывается председателем и членами комиссии и в тот же день представляется в городскую избирательную комиссию.

Состоявшиеся 2 июля 1917 года выборы в Красноярскую городскую думу определили их победителя. Им стала Российская демократическая партия большевиков, за которую проголосовало 8965 человек. Она получила в думе 41 одно место из 83.

Эта победа дала возможность выбрать гласного большевика Якова Федоровича Дубровинского городским головою Красноярска

Главные организационные формы местного самоуправления в Красноярске сохранялись и в период сибирской директории.

3 сентября 1919 года состоялись выборы в городскую думу. В голосовании участвовало всего 262 человека, то есть около 7,8 % процента от общего списка избирателей.

«3 сентября состоялось первое заседание думы, на которой городским головою выбрали Василия Ивановича Староверова. На этом же заседании старейшему гласному Петру Семеновичу Троицкому, было присвоено звание «Почётный гражданин Красноярска». С ноября 1918 года Троицкий был назначен енисейским губернским комиссаром. (Впоследствии эта должность стала именоваться «управляющий губернией»)

8 января 1920 года освобожденный Красноярск от войск Колчака стал жить по законам первой Конституции РСФСР, где четко было записано, что «Россия является республикой без президента. Вся власть в центре и на местах принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Советы — это органы диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства». (Наша справка: Активное участие в обсуждении первой советской конституции принимали и красноярцы. В краевом архиве мы обнаружили такую запись: «В 1922 году Турбинский Борис Кириллович составил проект брошюры «Цель и задачи советской конституции» и отправил свой труд Ленину. Сам автор брошюры был выслан в Красноярск в 1914 году. О дальнейшей его судьбе и его труда нам пока неизвестно. (ГАКК, ф.Р-49, оп.2, д.138, л.ЗЮ).

Особый раздел Конституции был посвящён управлению Сибирью. В нём говорилось, что «Сибирь не является ни автономной областью, ни автономной республикой, но в силу особенностей её положения она управляется центром не непосредственно, а через Сибирский революционный комитет (Сибревком). Так, по временным положениям и инструкциям Сибревкома с 28 марта 1920 года начинались первые выборы в местный городской парламент. Председателем городской избирательной комиссии был назначен руководитель Енисейского губпрофсвета Суторлин.

Журналисты писали, что горсовет — это ячейка коллективной мысли и практической работы, где куется счастье рабочего класса. Предстоящие выборы были организованы по производственному принципу по определенной норме - один представитель от каждой сотни членов избирателей. При этом учитывалось, что, если число избирателей 150, но не более 251, могут быть избраны 2 депутата, от 251 до 350 - три депутата, от 351 до 450 - четыре. Красноармейские части выбирали одного депутата от 300 избирателей. Такая система выборов давала возможность полнее представить проблемы того или иного производства в городском совете. Давала ясное сознание голосующему, что он может провести известных ему людей и именно той профессии, в которой он занят сам. Стоит подчеркнуть, что главную роль на этих выборах играла избирательная комиссия. Она делегировала на каждое избирательное собрание своего представителя с утвержденными комиссией списками делегатов, на обязанности коего лежит наблюдение за правильным ведением собрания и соблюдением всех правил выборов. Представитель Комиссии открывал собрание, которое избирала председателя и секретаря. Собрание считается законным при всяком числе присутствующих.

Необходимо помнить, что голосование в те годы было открытым. Поэтому не случайно, повторим ещё раз, что на каждом выборном собрании присутствие члена избирательной комиссии считалось обязательным. В случае его отсутствия выборы отменялись. Позднее законодатели старались ужесточить выборный процесс. Так, они считались несостоявшимися, если на них являлось менее 35 % избирателей. Основанием для отмены выборов считались и жалобы граждан на незаконные действия органов, руководящими выборами. (Инструкция о выборах городских и сельских советов и о созыве съезда советов. - Красноярск, 1925, с. 14)

Избирательные комиссии обязаны были наблюдать за законностью выборов, а главное - должны были вести наблюдение за тем, чтобы «не было административного давления на избирателей во время выборов».

Чтобы быть избранным в горсовет, достаточно было получить простое большинство голосов. Кроме депутатов, избирались к ним и кандидаты в депутаты в количестве одной трети от количества депутатов. Кандидаты избирались отдельным голосованием.

12 сентября 1920 года Сибревком передал свои полномочия первому губернскому съезду советов крестьянских рабочих и красноармейских депутатов Енисейскому губисполкому. Следует подчеркнуть, что из 300 делегатов этого съезда 188 человек являлись членами красноярского горсовета.

С 24 октября 1920 года начиналась новая кампания по выборам в горсовет. Председатель городской избирательной комиссии В. Локуциевский планировал провести выборы за 4 дня. И хотя провести их так быстро не удалось, тем не менее, 3 ноября, как сообщала пресса, они закончились. Всего в городе насчитывалось 35 936 красноярцев, имеющих право голоса. По газетным сообщениям, на выборах был выставлен один список кандидатов от РКП совместно с профсоюзами. За этот список открытым голосованием проголосовало 10 220 человек, против - 13, воздержавшихся оказалось 685 человек. Малое количество голосов (30,38%), по сообщению омской газеты «Красная жизнь Сибири», объяснялось тем, что «выборы были назначены в экстренном порядке и без предварительной агитации».

Между тем, выборы в горсовет проводились ежегодно. И всегда работа депутатского корпуса горсовета подвергалась безжалостной критике.

В 1926 году в Красноярске проживало 61 740 человек, из них старше 18 лет насчитывалось 36 692 человека. Отстранены от выборов: живущие на нетрудовые доходы - 348 человек, не допустили до выборов 49 человек, представлявших духовенство города, и 1203 красноярца, занимавшихся торговлей и посредничеством. В депутатский корпус горсовета было избрано 262 человека. (ГАКК, ф.531, оп.1,д.5, л.61)

Эксперименты по административно-территориальному делению Енисейской губернии начались с 25 мая 1925 года, когда правительством России было утверждено решение о создании Сибирского края. Столицей его стал город Новониколаевск (ныне Новосибирск). Пять губерний и 38 уездов были упразднены, а вместо них образовано 16 округов и одна автономная область. В августе 1930 года город Красноярск и прилегающая к нему территория перешли в подчинение Восточно-Сибирскому краю, столицей которого стал Иркутск.

7 декабря 1934 года территориальные границы бывшей до революции 1917 года Енисейской губернии получают как бы второе рождение только уже под другим именем - Красноярского края. По своим размерам сегодня наш край уступает в России только Якутской автономной республике. Его территория в 6,5 раз больше Германии и в 4 раза больше Франции.

Новая Конституция, принятая в декабре 1936 года, законодательно закрепила коренные изменения в экономике и общественном строе страны. «СССР - отмечалось в конституции - есть государство нового типа, политической основой которого являются самые массовые и самые демократические организации - Советы». «Вся власть в СССР - гласила 3 статья конституции - принадлежит трудящимся города и деревни в лице советов депутатов трудящихся». Новая конституция 1936 года дала возможность выборы в городской совет проводить не один раз в год, как это было с 1922 года по 1936 годы, а один раз в два года. Следует сказать, что в период с 1939 года по 1947 год, выборы в городской совет не проводились. Это было связано с началом Великой Отечественной войны и переходом советской экономики в мобилизационный режим.

Двенадцатая глава этого важнейшего документа была посвящена избирательной системе. Многие её статьи и сегодня продолжают полноценно работать. Вот некоторые из них:

- Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане РСФСР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборе депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.
- Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.
- Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
- Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета РСФСР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.
- Голосование при выборах является тайным.

Сталинская конституция установила норму для выборов депутатов в городской Совет - один депутат не менее чем от ста и не более чем до тысячи человек населения.

Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам.

12 декабря 1937 года в стране состоялись первые всеобщие тайные выборы в Верховный Совет СССР. Первым депутатом нового главного законодательного органа страны стал наш земляк машинист красноярского железнодорожного депо Еременко Илья Семенович, а Башкардин - председатель Красноярского городского совета, был избран в 1938 году депутатом Верховного Совета РСФСР.

В декабре 1939 года по правилам новой конституции 1936 года состоялись выборы в Красноярский городской Совет. Городская избирательная кампания оказалась на редкость шумной и крикливой. Газеты писали: «Важнейшая часть предвыборной агитационной работы — это агитация за кандидатов сталинского блока. Избиратели вправе знать жизнь и политический путь, заслуги и достоинства выдвинутого в их округе депутата. Это хочет и должен знать каждый избиратель». На уличных агитационных плакатах можно было прочитать: «Партия большевиков не отгораживается от беспартийных, а наоборот - идет на выборы в блоке, в союзе с беспартийными, идет в блоке с профессиональными союзами рабочих и служащих, с комсомолом и другими организациями и обществами беспартийных».

Тайным голосованием было избрано 385 депутатов.

Не забудем, что в январе 1953 года депутатами Красноярского городского совета были избраны руководители советского правительства И.В. Сталин и Г.М. Маленков.

Сталинская избирательная система оказалась прогрессивной только на бумаге, формальной, далекой от норм, провозглашенных демократических принципов. Не зря советы депутатов называли приводными ремнями КПСС.

Безальтернативные выборы в стране закончились в годы перестройки. С 1990 года наша выборная система дала сотням красноярцев проявить свои возможности в честной выборной конкурентной борьбе. Судьбу будущих депутатов решал избиратель. 3 апреля 1990 года состоялась первая сессия Красноярского городского совета народных депутатов двадцать первого созыва. Её открыл председатель городской избирательной комиссии Сергей Леонидович Шевелев. На ней председателем городского Совета народных депутатов был избран Валерий Александрович Поздняков. Кузнецов Владимир Степанович был избран председателем исполнительного комитета горсовета. Так не на словах, а на деле в городе произошло разделение властей - на законодательную и исполнительную. На сессии депутаты дали клятву на верность своему долгу. В ней были такие слова: «Клянусь честно и беспристрастно выполнять возложенные на меня высокие обязанности народного депутата».

6 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О местном самоуправлении в РСФСР», который детально регламентировал жизнь провинции. Председатель Красноярского городского совета Владимир Степанович Кузнецов и его коллеги из других сибирских городов подвергли этот документ резкой критики, поскольку он не давал возможностей оздоровить экономику города и значительно улучшить социальный быт горожан. Это было время, когда каждый думающий руководитель предлагал свои варианты выхода из экономического и политического тупика, к которому пришла страна в августе 1991 года.

12 декабря 1993 была принята Конституция Российской Федерации. Действие принятой 12 апреля 1978 года Конституции Российской Федерации - прекращалось. Страна начала строительство нового государства.

18 августа 1991 года вице - президент СССР Янаев отстранил от власти Михаила Горбачева. Президент России Борис Ельцин был блокирован. Но 20 августа было очевидно, что команда Янаева потерпела поражение.

23 августа 1991 года Ельцин издал указ № 79 «О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР».

24 августа 1991 года личным представителем президента по Красноярскому краю был назначен народный депутат Верховного Совета РСФСР Юрий Николаевич Москвич.

14 декабря 1991 года на пост главы администрации города Красноярска указом президента России назначен Валерий Александрович Поздняков.

20 октября 1993 состоялась последняя сессия Красноярского городского Совета народных депутатов 21 созыва, на которой рассматривался вопрос об обращении мэра города Красноярска о самороспуске городского Совета народных депутатов. Депутаты отклонили данное предложение мэра. Но Указом Президента Российской Федерации №2265 от 22.12 93 года деятельность городских советов народных депутатов была прекращена, их функции были переданы местной администрации.

Всю единоличную полноту власти за управлением городом взял на себя Поздняков В.А.


Автор исследования: Л.П.Бердников, заслуженный работник культуры РФ, краевед
Другие материалы рубрики
Подведены итоги избирательной кампании в Красноярске
По одномандатному округу № 2 в Ленинском районе прошли дополнительные выборы
20.04.2021 - 13:59
А.Усс: Люди хотят чувствовать себя защищенными от инфекции
В край поступило ещё 10 800 доз вакцины «Спутник V»
19.04.2021 - 18:24
Коронавирус в Красноярском крае на 19 апреля
119 подтвержденных диагнозов за сутки
19.04.2021 - 18:22