Панорама1
Красноярск
$ 91.9829 € 100.2432
Эксклюзив
12.01.2017 20:54
Опасное вождение – одна из главных проблем на российских дорогах

Опасное вождение – одна из главных проблем на российских дорогах

Сводки новостей по радио, новостные выпуски на ТВ и первые полосы печатных СМИ постоянно содержат информацию об очередных резонансных ДТП с участием лихачей за рулём.

Сводки новостей по радио, новостные выпуски на ТВ и первые полосы печатных СМИ постоянно содержат информацию об очередных резонансных ДТП с участием лихачей за рулём. В канун прошлогодних выборов власти проявили недюжинную активность в деле ужесточения ответственности за нарушения правил дорожного движения. Летом 2016-го был принят давно обсуждаемый законопроект, установивший новый вид правонарушения – опасное вождение. В октябре в Думе первое чтение прошёл документ, предусматривающий возможность изъятия прав у водителя за многочисленные нарушения. А совсем недавно Правительство РФ одобрило введение штрафов за небезопасную езду.

Остаётся надеяться, что эти перемены смогут хоть как-то изменить ситуацию к лучшему, ведь на дорогах России каждый год гибнет людей больше, чем за всю афганскую войну.

Изменения в ПДД – ответ государства на действия лихачей

Правительство форсировало внесение данных законопроектов после целого ряда резонансных происшествий. Пользуясь полной безнаказанностью, лихачи совершают опасные маневры, а сотрудники ДПС формально не в праве предъявить им никаких претензий. Более того, даже вежливые водители нередко используют агрессивный городской стиль вождения в условиях спешки, что также приводит к аварийным ситуациям. Избежать этого можно, лишь поставив подобные действия вне закона и воспитать культуру неприятия к лихачествам в обществе, что и стало целью принятия поправок в Правила (пункт 2.7 действующей редакции).

Отныне опасным вождением считается неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, создающих угрозу гибели или травмирования людей, либо нанесения материального ущерба. К таким действиям относится езда по «междурядью», несоблюдение безопасной дистанции, препятствование обгону или перестроению при наличии преимущественного права, многократные перестроения «шашечки» без цели совершить маневр (например, съехать с магистрали). Нельзя и «учить» на дороге других водителей резким, ничем не спровоцированным торможением.

Кто и как будет привлекать к ответственности за опасное вождение?

Нередко бывает, что очень хороший закон выхолащивается крайне неудачной правоприменительной практикой. В отношении данного законопроекта подобные сомнения появились ещё до его принятия, причём чаще всего говорилось о возможном злоупотреблении инспекторами своими полномочиями. ГИБДД поспешила успокоить водителей и подчеркнула, что любые процессуальные действия будут совершаться только при наличии зафиксированного на камеру факта нарушения, причём для этих целей могут использоваться даже видеорегистраторы других автовладельцев.

Отраслевые эксперты все равно настроены довольно пессимистично. Однозначно трактовать действия водителя по итогам просмотра одной видеозаписи практически нереально, уж слишком много нюансов, которые могли вынудить его изменить скорость или траекторию движения. Действительно объективную оценку маневров могут дать только комплексные решения с использованием спутниковых систем на базе GPS/ГЛОНАСС, которые сегодня получают все большее распространение.

Спутниковые системы на службе безопасности дорожного движения

Многие знают, что появление таких решений в коммерческих автопарках помогло побороть большое количество застарелых проблем. Системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга позволяет обеспечить постоянный объективный контроль действий водителя, работы транспортного средства. Пионером в данной области стала отечественная система СКАУТ, которую сегодня используют уже десятки крупных транспортных компаний.

Ответственность за сохранность груза и безопасность пассажиров заставляет их подойти к вопросам безопасности очень серьёзно. Не случайно, одним из первых заказчиков системы стала крупная западная корпорация, имеющая в России автопарк свыше 8 тысяч машин. По результатам первых 6 месяцев работы после внедрения показатель аварийности снизился в 3,5 раза – фантастический результат. А весь секрет прост: оборудование СКАУТ оснащено гироскопом и акселерометром, что позволяет моментально фиксировать любые резкие манёвры транспортного средства.

Система анализирует статистику подобных действий, что позволяет ранжировать водителей по степени «рискованности» и даже выставлять каждому из них оценку за безопасное вождение. В некоторых компаниях это используется при назначении премий и штрафов по итогам месяца, что стимулирует сотрудников к более безопасной езде. Кроме того, они сами слышат после каждого опасного маневра звук зуммера, что позволяет корректировать свой стиль прямо по ходу очередного рейса.

Инновационное решение, позволяющее спасать жизни людей

Можно сделать логичный вывод, что только массовое внедрение систем видеофиксации, спутникового мониторинга и средств контроля бортовой телеметрии позволило бы не только однозначно идентифицировать опасные действия водителей, но и реально снизить аварийность на наших дорогах. Да, эти решения стоят не так дёшево, но уже сегодня они помогут оспорить любое несправедливое решение инспектора ГИБДД, а в перспективе позволят изменить стиль вождения на безопасный для себя и окружающий. А это, в свою очередь, убережёт множество людей от гибели и ранений, тяжелого материального ущерба.