В  Телешколу!
Красноярск
$ 66.4725 € 77.7529
Срочная новость
Правительство Красноярского края ушло в отставку
Наши проекты
14:42
Золотые дороги

Золотые дороги

Полным ходом идёт ремонт дорог в Красноярске и крае.
Полным ходом идёт ремонт дорог в Красноярске и крае. Почти везде определены подрядчики, обозначены участки и цена работ. Вот о цифрах и поговорим. Я, конечно, не специалист, а рядовой обыватель. Но когда вижу суммы, выделяемые на ремонт, мне просто «сносит башню». Взял тут калькулятор и вот что вышло.

НЕМНОГО ДИЛЕТАНТСКОЙ СТАТИСТИКИ
В этом году на ремонт дорог в Красноярском крае выделяется 2 млрд рублей. Это 111 километров: 48,1 км федеральных, 12,1 км региональных и 50 км городских дорог. 111 километров – 111000 метров. Теперь делим два миллиарда на эту цифру и получаем… Мама моя дорогая! Стоимость одного кв. метра в 18018 рублей. А сколько в метре дорожного полотна этих квадратов... Для сравнения стоимость кв. метра жилья на сегодняшний день в Красноярске (средняя цена) порядка 56 тыс. рублей. Но это квартира! На одну поверхность – пола приходится ещё пять дополнительных – стены и потолок. Плюс отдельно окна, двери, батареи и прочее. Проведём аналогию, что пол – это дорога. Получается, что если бы её делали под бетон и линолеум, было бы дешевле? Странно.
Пойдём другим путём. Ещё в школе нас учили, что грамм золота можно раскатать в амальгаму как раз площадью в квадратный метр. Посмотрел по словарям, выяснил, что в промышленных целях делают другую пропорцию – 1 грамм раскатывают не более чем на 0.7 кв метров. То есть, чтобы получить нужный нам метровый квадрат, потребуется полтора грамма золота. Цена драгметалла самой высокой 999 пробы в мае 2018 года составляла 2250-2400 рублей. Берём по максимуму. Итого нужное количество золота обойдётся нам в сумму всего ничего – 3600 рублей. Получается, квадратный метр дороги – более четырёх граммов золотишка. Впечатляет!

ПИРОГ, ОТ КОТОРОГО ВСЕ ПЫТАЮТСЯ ОТКУСИТЬ
Дорожный бизнес по оценке специалистов – один из самых прибыльных. Ещё пять лет назад существовала схема так называемых «откатов». То есть, чиновник договаривался с конкретным подрядчиком (будущим победителем торгов) и часть суммы от контракта уходила в карман представителю власти.
Но 05.04.2013 вступил в силу N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Теперь все происходит через электронный аукцион. Конечно, власть имущие пытаются «погреть руки» и сейчас, но сделать это стало сложнее. Поэтому уголовные дела за взятки становятся «эпизодами».
С появлением нового закона образовались другие схемы. Как на любых торгах главным условием победы является демпинг. То есть, выставляется заказ с определённой стоимостью, а кто выполнит работы за меньшие деньги – тот и в фаворе. Этим стали пользоваться «недобросовестные подрядчики». А если называть вещи своими именами – мошенники.
Делается просто. Создаётся фирма, которая подаёт заявку на аукцион и сбивает цену до невозможного минимума. Но данная компания не собирается выполнять контракт. Ей он нужен для шантажа. После победы она выходит с предложением на реальных подрядчиков и сообщает, что готова уступить госзаказ, если им «компенсируют» энную сумму.
Или другой вариант: выигрывается аукцион одной компанией, которая «продаёт» работы субподрядчику (либо «дочке») и снова за «откат». Конечно такие фирмы отслеживаются, они попадают в «Чёрный список» и их благополучно закрывают. А владельцы создают новые и уже с ними выходят на очередной аукцион.
Конечно, «откусить от пирога» пытаются и сами подрядчики. Они экономят на более дешевых материалах, сокращают толщину и ширину дорожного полотна. Это прямое нарушение, но почему-то все закрывают глаза. Впрочем, есть и другие способы прикарманить. И в результате всех этих махинаций страдает качество ремонта.
«Зачерпнуть ложкой» из госказны готовы даже те, кто напрямую к ремонту не относится. Вот простой пример. Не задумывались, почему цены на бензин резко поднимаются вверх именно весной-летом? Только в этом году за несколько месяцев топливо в России подорожало в среднем на два рубля. И Правительство РФ решилось снизить акцизы. Но при этом, как отмечает вице-премьер Дмитрий Козак, нет явных причин для роста цен.
Но они же растут, причём, каждый год. Одна из возможных причин – сезонный фактор. В тёплое время года повышается спрос на бензин: начинаются сельскохозяйственные работы, автомобилей на дорогах становится больше, люди ездят дальше – отдыхать, на дачу, на шашлыки. Дорожники по всей стране проводят ремонты. Спрос на горючку всё равно есть. А раз так – мы им подсунем предложение. А куда деваться потребителям без бензина? Всё равно купят!
Вот и выходит как в анекдоте с «бородой», когда Винни Пух позавидовал бегемоту: «Такой бы мордой да медка хлебнуть». В жизни на «большой пирог» также слетается много насекомых. Но пусть это будут трудяги пчёлы, а не жирные мухи…

P.S.
Я не пытался открыть Америку или изобрести велосипед. И даже не претендую на «капитана Очевидность». Об этих историях-схемах знают если не все, то очень многие. При этом непонятно, почему никто из чиновников не реагирует и не пытается что-то изменить к лучшему. Или в мутной воде рыбка ловится лучше?

Андрей Иванов
Автор: Хорошие Делаем
Другие материалы рубрики
КАК НАС ДУРЯТ НА ПРОДУКТАХ
«Эх, урожай, наш урожай, урожай высокий»…
21.09.2018 - 15:18
ГРАЖДАНИН, ОБЫВАТЕЛЬ, БЫДЛО
После развала СССР, мы начали строить «демократическое, гражданское общество». Каждый из нас, кто имеет паспорт, может смело сказать, что он Гражданин России, ведь это прописано в удостоверении личности. Но числиться и быть – это одно и тоже? Или же есть разница? Кто же такой Гражданин в широком смысле слова и чем он отличается от Обывателя и Быдла? Давайте поворчим, но разберемся.
06.09.2018 - 13:42
ДАДИМ СТРАНЕ УГЛЯ! ХОТЬ МЕЛКОГО, НО МНОГО!
В Красноярске полным ходом идут работы по ремонту дорог и благоустройству центральной части города и отдельных территорий. Такого объема «обновления» наш город  не видел давно, а может даже, никогда. И вот, на этом фоне эйфории властей, которые бодро рапортуют о сделанном, у рядового обывателя возникает двоякое чувство недопонятого «чего-то». С одной стороны, вроде как «да». На девять миллиардов, выделенных на благоустройство в этом году много чего «замутили» - это радует. А вот КАК порой это делается – обратная сторона медали. И есть повод поворчать…
31.08.2018 - 16:14
ГОРИ ОНО ВСЕ СИНИМ ПЛАМЕНЕМ – О «ПЯТОЙ» ТОЧКЕ И «ЖАРЕНОМ ПЕТУХЕ»
В Красноярском крае все лето горит тайга. Недавний мелкий дождик, который пролился жалкими слезами, ситуацию с лесными пожарами не исправил. Площадь леса, охваченного огнем, увеличивается каждые сутки, Сейчас она составляет, по самым скромным подсчетам, свыше 800 тысяч гектаров. А очагов возгорания насчитывают 129.
25.07.2018 - 17:06
КАК ЧИНОВНИКИ НЕ ДАЮТ ПОСТРОИТЬ МЕТРО В КРАСНОЯРСКЕ
На днях, мэр Красноярска ответил на вопросы журналистов о строительстве в нашем городе метро. Градоначальник полон надежд, но уверен, что это тема не ближайшего будущего.
10.07.2018 - 20:13
Наши проекты