– Юлия, расскажите, пожалуйста, как Вы решили поступить на службу в органы внутренних дел?
– В детстве я даже не предполагала, что стану сотрудником органов внутренних дел, но знала точно: хочу помогать людям. В 16 лет, вдохновившись примером родных, я решила продолжить дело своих деда и отца, поступив на службу в милицию.
Дедушка служил старшим помощником начальника милиции Чайковского ОВД в Пермской области, папа – заместителем начальника центра профессиональной подготовки Сибирского ЛУ МВД России.
В 2006 году поступила в Сибирский юридический институт МВД России на специальность «Юриспруденция». После была направлена на службу в следственное управление Сибирского ЛУ МВД России.
– Тяжело ли Вам далось начало карьерного пути?
– Да. Переходить с привычного мне образа жизни на соответствующий специализированному учебному заведению для меня оказалось шоком, но я быстро адаптировалась и столь же быстро начала делать успехи. В этом году будет 10 лет с момента издания приказа о моем назначении на службу в следственное управление, а тяжело бывает до сих пор.
– Юлия, что сейчас самое сложное для Вас в работе?
– Работать с раннего утра до поздней ночи. Но все эти усилия никогда не напрасны. Выполненная задача и та помощь, которую я оказала обществу, приносят мне чувство морального удовлетворения и радости. В работе я придерживаюсь высказывания английского поэта и художника Уильяма Блейка: «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней».
– Не было ли желания все бросить и уйти со службы?
– Признаюсь, были такие мысли. Меня встретили в следственном управлении фразой: «Забудь все то, чему учили…», и первые 6 месяцев службы я пыталась адаптировать полученные в институте знания в сложившуюся практику работы. В этот период я занималась материалами, по которым выносились постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. Например, с вагона срывается пломба, собственники груза при этом претензий ни к кому не имеют, он в целости и сохранности. А мне хотелось более живой и значимой работы.
Важно, чтобы в такие моменты рядом были те люди, которые поддержат и не дадут сделать выбор сгоряча. Меня успокоил папа. Он сказал, что это только начало карьерного пути. Наберусь необходимых практических навыков, смогу заниматься тем, к чему стремилась в годы обучения. Коллеги тоже вселяли уверенность: ведь все начинали с малого.
Сейчас я себя даже представить не могу в другом виде деятельности. Я на своем месте. В том коллективе, с которым хочется работать весь день напролет.
– В чем сейчас заключается Ваша работа?
– Моя задача состоит в установлении всех обстоятельств произошедшего, предоставлении прокуратуре и суду собранных доказательств: что, когда и как было совершено, подтверждение произошедшему. Но осложняется это тем, что место преступления – транспорт. Он уезжает в одном направлении, потерпевший – в другом, а злоумышленник или очевидец – в третьем.
Также моя деятельность состоит в скрупулезной документальной работе: оформлении протоколов, писем, запросов и так далее. Дежурство несколько раз в месяц в составе следственно-оперативной группы.
Сейчас в основном я расследую преступления, совершенные в сфере незаконного оборота наркотических средств. Главная их особенность в том, что это колоссальная работа не только с самим подозреваемым, но и с его семьей и близкими родственниками.
– Было ли Вам когда-нибудь искренне жаль фигурантов уголовного дела?
– Да, и не раз. Например, в 2015 году совершено хищение браслета, забытого одной из пассажирок рейса «Красноярск-Москва» на столе во время прохождения предполетного досмотра. Браслет недорогой, но он был очень важен для потерпевшей. Похитителем оказалась добрая девушка – молодая мать-одиночка, которая написала явку с повинной. Хоть мне было ее жаль, но следователь не может быть необъективным, вставать на чью-то сторону.
В итоге, уголовное дело прекратили по решению суда в связи с примирением сторон.
– Какими качествами и навыками, на Ваш взгляд, должна обладать девушка-следователь?
– В первую очередь, должен быть интерес к работе. Если не будешь ее любить, не будешь получать удовольствие, ничего не получится. Очень важны терпение и стрессоустойчивость. Дождаться ощутимого результата деятельности и удовлетворения от проделанной работы не так просто, особенно, когда при передаче в суд одного уголовного дела, ты уже расследуешь другое. Знания психологии и наличие творческой жилки, ведь все преступления разные, к каждому делу необходимо найти подход, с каждым подозреваемым или свидетелем общаться на его языке.
Иногда в расследовании помогают шарм и очарование. Также немаловажную роль играет женская интуиция.
– Как думаете, кому труднее служить в органах предварительного следствия женщинам или мужчинам?
– Мужчинам. Наша деятельность предполагает работу с большим количеством документов, требует внимательности и усидчивости. Женщины, на мой взгляд, более к этому склонны.
– Кстати, существуют ли в следственном управлении какие-либо послабления для сотрудниц?
– Женщинам не дается поблажек на службе. Все работают наравне – и днем, и ночью, все выезжают на сообщения о совершении преступлений.
– Что бы Вы хотели получить от мужчин-коллег в качестве подарка на праздник?
– Их искреннюю улыбку и хорошее настроение. Но от букета тюльпанов тоже не откажусь.
– Юлия, и напоследок, какие пожелания девушкам-коллегам хотите передать?
– Желаю, чтобы каждый день был такой же прекрасный, как и весенние цветы. Пусть вас окружают заботливые и внимательные мужчины! С праздником!
Материал и фото: пресс-служба Сибирского линейного управления МВД России