Панорама1
Красноярск
$ 91.9829 € 100.2432
Новости
02.11.2015 15:44 Главные новости

Ирина Прохорова. Интервью в день закрытия КРЯКК-2015

Оксана Батуева: Здравствуйте. Я рада приветствовать всех, кто смотрит запись этого интервью на краевом интернет-портале «Столица-24», и представить вам свою собеседницу Ирину Дмитриевну Прохорову – соучредителя и председателя Экспертного совета Фонда Михаила Прохорова, общественного деятеля, издателя и человека, с которым всегда приятно пообщаться. Мы встречаемся в последний день работы IX Красноярской ярмарки книжной культуры. Об итогах и перспективах этого проекта мы поговорим чуть позже. А начать разговор мне хотелось бы с вопроса более общего о том, как Вы оцениваете культурную ситуацию в стране, культуру и искусство в России. Что лично Вам греет душу, кажется очень позитивным, а что, может быть, настораживает?

Ирина Прохорова: Мне кажется, что мы сейчас находимся в такой очень драматической точке. Когда закладывается какой-то фундамент новой культуры и новых процессов, то результаты ты видишь спустя какое-то время. И вот сейчас именно видны результаты тех 25 лет постсоветского развития, когда были попытки создать новую литературу, новый театр, новое искусство, переосмыслить весь тот новый опыт, который скопился. С литературой у нас всегда всё было хорошо, писатели у нас пишут много и интересно. Но, например, в последние несколько лет мы видим, что у нас абсолютный театральный бум, что появилось, выросло целое поколение театральных режиссёров замечательных, европейского уровня, которые востребованы везде и действительно мы видим, что у нас расцвёл театр. У нас очень бурно развивается современное искусство. И от ученичества, которое было в начале девяностых, просто видно, какой креативный потенциал мы имеем. И так далее. Можно смотреть на разных участках культуры. Что касается гуманитарного знания, то я просто вижу новые такие очаги, новые складывающиеся российские школы гуманитарного знания. И это очень радует, потому что видно, что все эти титанические труды общества не пропали даром. Но, к сожалению, вот ровно в этот момент наблюдается обратный тренд на самоизоляцию, на консерватизм, который часто прикрывается самыми разными ценностями, иногда даже фундаментализм сознания мы видим. И это очень печально, потому что это может разрушить всё то, что было создано и всё то, чем мы реально можем гордиться. Знаете, парадокс заключается в том, что именно в общественном сознании и в политическом поле вот это новое, оно не ценится и не осознаётся как наш символический капитал. Отсюда вырастает странная идея, что нам нечем гордиться. Поэтому остаётся только гордиться былыми победами, в основном военными. Слава русского оружия – вещь прекрасная. Но общество не может жить только такими победами. Оно должно гордиться и богатой историей, и наследием, и современностью. Вот меня эта история очень тревожит. Почему тревожит? Потому что мы знаем печальную историю, связанную, скажем, с «серебряным веком», когда культура расцвела, и её потом усердно топтали всё советское время. Не без успеха. Во всяком случае, мы знаем трагические судьбы очень многих великих людей. И они многого не смогли сделать и доделать, или просто не смогли реализоваться ровно потому, что попытка привязать культуру к политике кончается всегда трагически для культуры. Как только она становится служанкой идеологии, то, что бы вы дальше не делали, это всегда бывает крах. Вот я боюсь, что здесь столкнулись два абсолютно разных тренда, и мне очень бы не хотелось, чтобы нынешняя богатая культура повторила судьбу предыдущего периода.

Оксана Батуева: Какую позицию в этом контексте занимает Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова? Вы способствуете тому, чтобы они пробивались, и чтобы их видели?

Ирина Прохорова: Мы поддерживаем. Но, когда мы говорим «современное», мы поддерживаем разное. У нас о современности благодаря людям невежественным сложилось какое-то превратное представление. Считают, что это какое-то радикальное искусство, потрясающее основы. И если там какая-то дама заголилась, то считается, что в этом есть современность. Это совершенно не так. Спектр современности очень широк. Переосмысление классики – это тоже современность, и симфоническая музыка, исполненная гениальными исполнителями – это тоже современность. Поэтому мы поддерживаем с одной стороны Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, которому в этом году 25 лет. С другой стороны, мы поддерживаем Культурно-исторический центр в Красноярске, который занимается совершенно замечательными вещами. Он не даром «культурно-исторический», потому что то, что там происходит – это как раз разговор с классикой и с традицией. А современность – это и есть разговор с традицией, отталкивание, спор с ней, преемственность и так далее. Так что спектр поддержки у нас очень широкий. И он вполне удовлетворяет как людей консервативного вкуса, так и радикального. Поэтому да, мы стремимся это поддерживать. Если мы хотим преумножать резервуар классики, мы должны поддерживать современность, потому что то, что сейчас является классикой, когда-то было современным, очень острым и спорным. Если мы перестанем сейчас этим заниматься, то просто отрежем себе путь к преумножению нашего символического богатства.

Оксана Батуева: речь о том, что несмотря на кризис, издателей приехало сверх ожидаемого, на 50 издателей больше, чем в прошлом году. А в принципе, финансовый кризис, он как-то сказывается на деятельности Фонда, на том, какие проекты вы поддерживаете, на количестве проектов?

Ирина Прохорова: Конечно. Но все основные программы мы по-прежнему сохраняем и поддерживаем. Конечно, в связи с инфляцией, ростом цен и так далее мы можем меньше поддержать каких-то дополнительных проектов. Это несомненно. И перспектива пока, как мы видим, экономическая, она особых надежд не внушает. Но я хочу сказать, что здесь ведь дело не только в количестве денег. И один Фонд не может решать все проблемы. Это всё зависит от общей инфраструктуры. Если в кризис люди меньше покупают книги, соответственно, и у издательств дела хуже. То есть, вся эта ситуация завязана на очень многих компонентах. Да, издатели в этом году приехали в надежде продать книг много. Мы пока не подводили итоги. Не знаю, может они продали меньше, чем ожидали. Приятно, что приехали 250 издателей, хотя в прошлом году было 200. В следующем году, когда будет уже Х Книжная ярмарка, честно говоря, мы не знаем сколько издателей приедет. Если кризис будет углубляться, может быть, будет резкое падение количества издателей решившихся приехать сюда. Не важно. Мы будем проводить с теми, кто приедет. Не знаю, может быть и наоборот. Понимаете, книжная ярмарка – это же не самоцель, не просто один раз в году порадовать людей. Это всё-таки площадка для встречи профессионального книжного мира и для развития системы распространения во многом. Важно, чтобы в течение года все хорошие книги присутствовали в книжных магазинах и люди могли свободно их купить. Книжная ярмарка и работает ровно на это. Люди приходят, они узнают что-то новое, узнают неизвестных им авторов, узнают новые книжки. А на ярмарке увидеть это проще, чем в книжном магазине. Вы видите книги разных издательств, там у каждого своя логика, вы видите «круглые столы», встречи с авторами. А после этого, по идее, эти книжки постоянно должны появляться. Вот в чём смысл. Так что посмотрим, поживём – увидим, но будем продолжать делать, что можем.
Оксана Батуева: Если говорить в целом о Фонде, а не только о Книжной ярмарке, какие сейчас приоритеты поддержки? Время меняется, предъявляет новые вызовы, новые тенденции возникают. Это как-то влияет на то, какие проекты Фонд поддерживает в первую очередь?
Ирина Прохорова: Приоритеты стратегические, они не поменялись. Проблемы-то, они общие и в один год не решаемые. Понятно, что мы всегда хотим поддержать на старте молодых талантливых людей, которых, как говорится, и в годы тучные мало кто поддерживает. Очень тяжело встать на ноги. Вот этот start-ap, он и есть самое сложное. Да, мы поддерживаем каких-то очень важных партнёров, таких как «Золотая маска», Театр Наций. Мы продолжаем делать театральные фестивали. У нас огромное количество грантовых конкурсов, например «Академическая мобильность», поддерживаем библиотеки, поддерживаем театры региональные и так далее. Эти проблемы, они с кризисом будут только увеличиваться. И вообще, надо всё время поддерживать среду, чтобы приток новых людей не прекращался. Будем продолжать делать то, что делаем.

Оксана Батуева: Вернёмся к Книжной ярмарке. Тема IX Ярмарки книжной культуры «Карта Родины: художественное освоение пространства». О Родине, о патриотизме сейчас много говорят. Выбор этой темы Экспертным советом с чем связан?

Ирина Прохорова: Он связан с большой проблемой, я бы сказала хронической проблемой. Подзаголовок «художественное освоение пространства» он здесь не даром. У нас идут бесконечные разговоры о целостности страны, об идентичности коллективной, о том, что такое быть жителем нашей страны, что такое быть российским человеком. К сожалению, все эти разговоры ведутся в ключе исключительно политическом. А мне кажется, что проблема нащупана, не даром об этом так много говориться. Потому что ощущение фрагментированности общества существует несмотря на все попытки создать национальную идею и так далее. Всё это прекрасно, но национальная идея не возникает в пустоте. Дело в том, что наша страна, если мы посмотрим на карту, физическую карту пространства, – там сплошные слепые пятна, потому что у нас с этой территорией, как правило, не связано ничего эмоционального и художественного. Мы всем приводим пример – почему люди едут в Париж, откуда мы знаем о Париже, что туда обязательно надо съездить? Собственно из литературы, из культуры, из импрессионистов. Это и есть художественно освоенное пространство. С Парижем и с Францией у нас связана культурная ассоциация прежде всего. А вот, проблема в нашей стране в том, что у нас мало мест, с чем связана культурная ассоциация. А это и есть целостность, что это не пустая территория, …а за Уралом у нас столько-то километров. А что на этих километрах? Кто живёт? Какие там ценности, какова там история? И отсюда, кстати говоря, и проблема развития туризма. Вот, значит, надо постоянно развивать туризм. Я только согласна. Но он тоже не может развиваться в пустоте. Зачем люди поедут в Красноярск? Что они там должны увидеть? Понимаете, это должна быть глубокая работа общества и творческих людей. Это не должна быть работа государства, создавать культурную мифологию края. Это работа самих жителей. Они должны понять, что они живут не просто на какой-то земле, а на земле, где до них что-то создавалось, много культурных ценностей. Они должны это узнать. А пока мы почти ничего не знаем о земле, на которой живём. Они должны это преумножить, они должны сложить эту ментальную карту. Вот тогда из неё и вырастает тот же туристический путеводитель и те же места интереса, они же создаются людьми, они не Богом данные. И в этом смысле я считаю, что это осень важная и актуальная тема. И весь разговор здесь о том, как это создаётся. Это путешествия, какие-то исследования, это новое краеведение, которое расцветает, которое по-новому начинает смотреть, как создаётся вот эта ментальная карта. Так что, я считаю, что это полезно с очень разных точек зрения.

Оксана Батуева: Ирина Дмитриевна, возможно, у кого-то, кто живёт в Красноярском крае, а не в городе Красноярске, складывается ощущение, что КРЯКК – это праздник для красноярцев. Что вы на этот счёт могли бы сказать?

Ирина Прохорова: Эта ярмарка, я бы сказала, общенациональная, потому что здесь присутствуют издатели из разных концов страны и даже международные. У нас очень много и культурных центров и издательств разных стран. Ярмарка предназначена для всех жителей страны. И я знаю, что очень многие приезжают из Томска, Омска, Новосибирска, Минусинска, Ачинска и так далее. Вопрос этот уже не к нам, а, я думаю, к местным правительствам. У нас огромная страна и доехать до центров культуры очень сложно. Я знаю, что есть инициативы, когда главы небольших городов и посёлков дают автобусы, и люди могут приехать на ярмарку. Вот это – замечательное начинание. Конечно, это должно быть очень важным социальным действием. Когда местная власть помогает людям просто добраться, приехать на эту ярмарку и присоединиться к этому празднику жизни.

Оксана Батуева: Будем считать это добрым пожеланием на будущее. Но кроме того, ведь существует программа профессиональная для краевых библиотек в рамках ярмарки. В этом году она с новым краеведением связана. В ней наверняка участвуют представители разных библиотек, не только Красноярска?

Ирина Прохорова: Конечно, тут очень много участвует и библиотекарей из края, и музеи краеведческие. Ярмарка ведь призвана ещё проводить и такой апгрейд профессиональный, рассказать тем же музеям и библиотекам, какие есть новые способы работы, как привлечь людей, чтобы люди ходили в музеи и библиотеки. Понимаете, можно сколько угодно кричать, что надо ходить, осваивать культуру. Но если люди приходят в пространство, где нет жизни, они туда больше не придут. Тут людей не обманешь. Их можно обмануть лозунгами, абстрактными идеями величия, но если вы приходите в библиотеку, а там на вас смотрят волком, где вы не можете найти информацию, где нет компьютеров, нет ощущения уюта, пространства, где вам даётся много нового, люди просто ходить не будут. Что они и делают на самом деле. Поэтому в этом смысле это очень важная работа с профессиональными людьми, рассказать им мировые достижения, как библиотеки сейчас эволюционируют, как они меняют вообще стиль работы и способ жизни. Этим мы постоянно занимаемся и будем заниматься, конечно.

Оксана Батуева: За девять лет существования КРЯКК Вы ощущаете эффект? Когда затевалась эта ярмарка, говорили о том, что её миссия – формирование креативного класса, пробуждение культурных инициатив. Можете Вы оценить результат не по количеству проданных книг, а по этим направлениям? Есть какие-то положительные итоги?

Ирина Прохорова: Я хотела бы этот вопрос задать красноярцам и жителям Красноярского края. Они видят какой-то эффект от Книжной ярмарки помимо покупки книг, что тоже важно? Скорее это вопрос сообществу. Но мне кажется, (и цифры здесь не работают), мне кажется, что любая площадка, которая создаётся, она способствует консолидации культурного сообщества. Причём, культурное сообщество – это не обязательно профессура, или прочее. Это люди всех сословий, которым важно быть с культурой, быть в ней, это часть их жизни, часть их идентичности. Просто мне кажется, что общество развивается и темы, которые мы задаём, они всё сложнее, но при этом, мы видим, как замечательно реагирует публика, как она активно включается. Ну, конечно, никаких здесь чудес нет, и заветы просвещения никто не отменял. Если вы не создаёте общественных площадок для дискуссии, для информации о культуре, то происходит деградация. Так что в этом смысле, любая инициатива, направленная на просвещение, она всегда изначально успешна, если она реализована профессионально и качественно.

Оксана Батуева: А я могла бы Вам ответить отчасти за красноярцев.  Один из итогов ярмарки, о котором мне говорил директор одного из книжных магазинов, это то, что у нас появились именно такие торговые точки книжные, которые не просто предъявляют книгу, но устраивают вокруг неё события, устраивают читки, проводят праздники, творческие встречи. И таких точек, по крайней мере в Красноярске, уже появилось немало.

Ирина Прохорова: Это, собственно, тот результат, к которому мы стремились. В идеале надо прийти к такой ситуации, что ярмарка, в общем-то, не нужна, что книги есть, что существуют какие-то свои точки притяжения, ассоциации, клубы, какая-то своя прекрасная творческая жизнь, которая не требует специальной подпитки. Нет, книжные ярмарки, они всегда нужны. Это способ существования книжного мира. Ноя имею в виду, что мы же здесь не просто ради того, чтобы сделать эффектное зрелище, поставить галочку и пиар создать. В общем-то, не для этого мы работаем. Идея книжной ярмарки, она и возникла в ситуации, когда выяснилось, что в Красноярске, который является учебным центром, хороших книг нет. В магазинах лежит один трэш практически. А как же учить и учиться? И то, что всё-таки, стали появляться какие-то магазины, которые уже обслуживают вкусы людей, которым требуются хорошие книги, и я думаю, что и в уже существующих магазинах ассортимент тоже пополняется, становится богаче, – это очень важный результат. Он кажется скромным, но такие вещи, они и есть те фундаментальные изменения, которые остаются в обществе.

Оксана Батуева: Ирина Дитриевна, вот вы говорили, что изначально мысль была о том, чтобы ярмарка в перспективе и не нужна была именно для продажи книг, а только для того, чтобы завязывать какие-то профессиональные контакты и так далее. Можно ли говорить о том, что Фонд собирается как-то отойти от организации Книжной ярмарки, или нет?

Ирина Прохорова: Нет. Я просто говорю, что в идеале, если бы, например, мы понимали, что в городе теперь огромное количество книжных магазинов, что хорошо поставлена информация о них, существуют какие-то интернет-порталы, которые пишут о книжках и всё прочее, может быть, просто мы бы как-то переформатировали книжную ярмарку, сделав акцент на чём-то другом. Но пока об этом рано говорить. Я думаю, что, если хватит сил, желания и всего прочего, это будет долгий проект, который будет собирать людей. И потом, знаете, всё-таки, это замечательно, когда можно на одной площадке собрать самых интересных, ярких людей отовсюду. Их так просто не соберёшь. А на ярмарке люди могут услышать хедлайнеров, как сейчас говорят, или наоборот, молодых талантливых людей, которых они не знали, но послушали и восхитились. Так что ярмарка, она имеет свои цели долгосрочные.

Оксана Батуева: Так что в перспективе можно предположить, что когда-нибудь это будет фестиваль книжной культуры?

Ирина Прохорова: Давайте, поживём-увидим. Что загадывать? Знаете, органическое развитие проекта, оно не предсказуемо. Никогда не известно, в какую сторону пойдёт развитие. Так что, будем смотреть.


Другие материалы рубрики
Стали известны победители второго дня викторины на знание Красноярского края
Итоги третьего дня викторины будут 19 марта
17.03.2024 - 18:57
Определены первые победители викторины на знание Красноярского края
есть еще два дня, чтобы принять участие в викторине
16.03.2024 - 18:42
Проходит голосование за скверы, парки и набережные
Которые благоустроят в 2025 году
15.03.2024 - 18:01
Назначен новый Министр строительства Красноярского края
Губернатор подписал распоряжение о назначении
14.03.2024 - 13:02