Сегодня: 25 апреля 2017г.
Красноярское время: 17:42
$ 56.0794
60.8461
Стихотролль
Сообщи свою новость!
Наши проекты Стихотролль банерсоколиная охота
КЯ иделалига чемпионов бизнесаКрасноярск рукотворныйинтернет-магазинДобро.24 грант прогр соцпартнергражд ассамблея

Репетиторы и наставники для детдомовцев

Репетиторы и наставники для детдомовцев

Из рубрики “Доброе дело с “Городскими новостями” муниципальной газеты Красноярска  

Автор: Елена Есаулова

Василина — девушка с мягкой улыбкой феи и сказочными кудряшками — человек целеустремлённый и одарённый. В детстве пела в духовном хоре “София”, училась в литературном лицее, в двенадцать лет даже выпустила сборник со стихами и рассказами. Её детское творчество оценил известный писатель Владислав Крапивин, которым Василина тогда зачитывалась, и прислал свою книгу в подарок.

В благотворительном фонде “Счастливые дети” Василина Степанова курирует программу “Детский дом” по сопровождению волонтёров, сама занимается с подопечными как репетитор. А ещё она пишет диссертацию по творчеству Валентина Распутина и выпускает методички в помощь добровольцам.

— После школы я поступила на филфак СФУ, у меня было немного свободного времени, решила потратить его на помощь семьям с детьми-инвалидами, — рассказывает девушка. — Полтора года была волонтёром от центра “Радуга”, присматривала за ребятишками с ДЦП и аутизмом, чтобы разгрузить мам.

На третьем курсе вуза Василина случайно попала в детский дом. Мечтала попробовать себя в роли педагога, с нетерпением ждала практики, но её отменили.

— Тогда решила устроить для себя практику самостоятельно, — вспоминает она. — Увидела в Интернете объявление “в детский дом требуются репетиторы по русскому языку”, их набирала инициативная группа. Позвонила, договорилась, что приеду.

Но когда студентка прибыла на место, оказалось, её никто не ждёт.

— Это был май 2011 года, лил дождь, было прохладно, — вспоминает она. — Те ребята, которые искали репетиторов, перестали сотрудничать с приютом. Решила не отступать. Сотрудники детдома подтвердили: репетиторы нужны, мол, дети там-то, иди.

В зале десяток ребят школьного возраста рисовали какой-то плакат, буквально стоя на головах: шумели, бесились, смеялись, говорили совсем не на детские темы, на Василину ноль внимания.

— Честно сказать, растерялась, — говорит она. — Ко мне подошла девочка лет восьми, сжалилась: “Ладно, давай делать уроки”. С горем пополам сделали с ней одно задание, и она спросила: “А ты ещё придешь?” Ответила я утвердительно, понимая при этом, что приходить не хочу. Не знаю, как найти контакт с детьми и вообще не понимаю, что с ними делать.

Но всё же она вернулась. Говорит, из чистого упрямства. На сей раз удалось поговорить с ребятами, познакомиться с ними поближе. И она пришла ещё раз, а потом ещё.

— Быстро поняла, нужно больше людей, — делится девушка. — Когда заходишь, и на тебя сразу тридцать человек набегает, это тяжело. Бросила клич среди друзей, отозвались пять-шесть человек, мы начали посещать ребят несколько раз в неделю. Те поняли, мы тут надолго, отношения начали потихоньку складываться. Начали звонить, это очень трогало, ведь звонок из детдома сделать непросто, но они ухитрялись.

До совместной подготовки уроков дошли не сразу. Добровольцы выбирали занятия исходя из того, что детям интересно, учили их фотографировать, ставили спектакли, выпускали газету, занимались упражнениями на развитие памяти, внимания, логики. В сентябре всерьёз взялись за школьную программу.

— Через соцсети и форумы сделали новый призыв добровольцев, — рассказывает девушка. — Нас стало чуть больше двадцати. Часть волонтёров занимались уроками, другие проводили время с ребятами. Тогда к нам пришли удивительные люди — физики, химики, математики. Одна женщина была работающей мамой-одиночкой, с ребёнком инвалидом. При такой ситуации она всё равно находила возможность заниматься с ребятами.

Когда начинали, действовали методом проб и ошибок, порой не понимали, вредим или помогаем, говорит Василина. Нужна была профессиональная поддержка.

— У нас был только опыт, но не знания, — отмечает она. — При общении с психологически травмированным ребёнком проблемы не редкость. Приходит разочарование, есть риск выгорания. Найдя в сети информацию о консультациях психолога для приёмных родителей, познакомились с Николаем Николаевичем Щербаковым. Он нам очень помогает. В 2014 году появился фонд “Счастливые дети”, Николай Николаевич стал там работать, а затем и мы примкнули к фонду. Теперь работаем системно, волонтёры набираются через тестирование, обучение, добровольцы получают профессиональную поддержу, понимание, что делать в той или иной ситуации.

О том, что побуждает добровольцев продолжать дело, несмотря на сложности, Василина отвечает так: “Идиллическое представление о том, что мы пришли, всем подарили душу и дети растаяли, это иллюзия. Конечно, мы нужны детям, но далеко не всегда они готовы нас принять. Есть те, которые прошли через возврат из приёмных семей, то есть двойное предательство, и боятся привязываться и т.п. Много раз волонтёру хочется всё бросить, опускаются руки, приходит отчаяние. Выручает связь с конкретными детьми, к которым уже привязался и не можешь не прийти”.

Со временем трудности преодолеваются, и ребята и взрослые становятся добрыми товарищами.

— Волонтёру часто доверяют самое сокровенное, — говорит Василина. — Дети водят наставников на крыши смотреть птенцов, искать котят за гаражами, дети постарше порой знакомят со своими симпатиями. Они удивляют нас, многому учат и порой являют чудеса благородства. Некоторое время у меня была подопечная Настя, я забирала её на выходные и на каникулы к себе домой. Другая девочка — Оля — очень ревностно к этому относилась. И вот однажды, когда я приехала за Настей, чтобы везти к себе, оказалось, куда-то пропала её куртка. Та чуть не плакала, без верхней одежды как ехать? Оля смотрела-смотрела и выдала: “Бери мою куртку”. Вот такое великодушие, на которое не каждый взрослый способен.

Самая большая радость волонтёра — когда ребёнок находит приёмную семью. Часто подыскать приёмных родителей удаётся благодаря наставникам, которым, если есть договоренность с детдомом, разрешается делиться новостями о ребёнке на специальных форумах. Порой общение продолжается и после обретения папы и мамы. 

— Самое сложное — расставаться с детьми, хотя и радуешься за них, — говорит Василина. — И очень приятно, когда наши выросшие ребята пишут нам и приезжают в гости. С девочкой, у которой я была наставником, мы общаемся. Она уже взрослая, у неё есть свой ребёнок. Это тот случай, когда неродные люди становятся близкими.


Сегодня в фонде “Счастливые дети” действуют 87 волонтёров — наставников и репетиторов. Они работают в четырёх детских домах Красноярска, помогая 130 детям за год. Но добровольцев требуется примерно вдвое больше. Многие дети всё ещё ждут взрослых друзей и помощников. Узнать, как стать волонтёром, расскажут по телефону 8-923-355-58-35.


Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать оскорбление, других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а также спам.
comments powered by HyperComments

Возврат к списку

↑ Наверх