Сегодня: 28 мая 2018г.
Красноярское время: 15:11
$ 61.6659
72.1183
Панорама
Сообщи свою новость!
Наши проекты Стихотролль банер
КЯ_антитеррорЛига_чемпионовПримерь профессиювместе детиФонд президентских грантовКрасноярск рукотворныйинтернет-магазинДобро.24 грант прогр соцпартнерГРАНТ Ассоциация

Кризис жанра

Кризис жанра

18 марта 2018 года завершится, пожалуй, самая странная в новейшей политической истории России президентская кампания.

Впервые на моей памяти серьёзный разговор шёл в основном «за явку». Всё остальное было на периферии. Да, конечно, присутствовал и некий содержательный элемент – поездки кандидатов в регионы, презентации программ, телевизионные дебаты. И т.д. и т.п. Но с самого начала всё это воспринималось не более чем ритуальные танцы на фоне привычных декораций. Уже 19 марта о них благополучно забудут и политики, и электоральные массы.

Понятно, что трудно всерьёз раскручивать соревнование, в котором ожесточенная борьба в лучшем случае идёт только за второе место. Хотя режиссёры предвыборного спектакля (нужно отдать им должное) постарались на славу и подыскали актёров практически для всех сословий российского общества. Есть председатель колхоза, есть вытащенные из нафталина ветераны политической сцены, есть и откровенные фрики. Вот только сама пьеса оказалась откровенно пустой и халтурной. Ни драйва, ни драматизма.

Могут возразить, что с 2004 года все президентские кампании у нас проходят практически по одному сценарию с небольшими вариациями. Есть в этом утверждении сермяжная правда. Всегда был один фаворит и кучка статистов. Но при этом политтехнологи умудрялись так подать «дохлую» вроде повестку, что временами в избирательных кампаниях даже появлялись отблески интриги. Пока в стране существовало какое-то подобие политической конкуренции, пиарщики тоже не почивали на лаврах, а искали и находили нетривиальные ходы даже в скучнейших кампаниях.

Конечно, играл свою мобилизующую роль и внутриполитический контекст. Например, в 2012 году предвыборный расклад мало чем отличался от нынешнего. Но тогда кампания шла на фоне митингов «болотников» и прочей протестной движухи. Даже некоторые сторонники Путина шесть лет назад всерьёз переживали за судьбу режима. Не рухнет ли он под ударами «пятой колонны»? Не проникнет ли вирус цветных революций в родные палестины? Эти вопросы стали нервом той кампании. И власть смогла в 2012 году переиграть оппонентов на всех фронтах.

Нынче же никаких переживаний за исход выборов не наблюдается. Разве что у начальства заметен определенный мандраж. Налицо глубокий кризис политтехнологий. Ничего нового в содержательном плане мы в нынешней кампании не увидели. Практически все месседжи шестилетней давности благополучно перекочевали в год 2018-й. Внутренняя повестка как будто заморозилась. Михаила Прохорова заменила Собчак. Добавился Крым. Усилен акцент на внешней угрозе и укреплении обороны. Многие кандидаты вдруг воспылали любовью к молодым избирателям. Не уверен, правда, что эта любовь взаимная.

И уже не удивляет, что на главное политическое событие шестилетнего избирательного цикла людей заманивают какими-то местечковыми опросами про скверы и благоустройство, призами за селфи, да концертами старичка Газманова. Опять же – ничего нового. Все эти бесконечные вариации на тему «выборов как праздника» и «народного бюджета» давно вызывают отрыжку не только у их бессменных организаторов, но и у значительной части электората. И, боюсь, для многих сознательных сограждан поход на избирательный участок на этот раз случится «не благодаря, а вопреки». Главное, чтобы родная власть по достоинству оценила наш очередной подвиг.

 

Александр Чернявский

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter чтобы отправить нам.

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать оскорбление, других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а также спам.
comments powered by HyperComments

Вся аналитика

↑ Наверх