Сегодня: 21 сентября 2017г.
Красноярское время: 13:57
$ 58.129
69.7664
Телешкола
Сообщи свою новость!
Наши проекты Стихотролль банерсоколиная охота
КЯ здоровьеКрасноярск рукотворныйинтернет-магазинДобро.24 грант прогр соцпартнерГРАНТ Ассоциациядобрые традициигражд ассамблея

Большие проекты и начальники

Загрузка плеера
Недавняя презентация проекта строительства железнодорожной ветки до воздушных ворот Красноярья напомнила, что когда-то наш край воспринимался всей страной как регион больших проектов. Пик этой славы пришелся на семидесятые годы, когда край превратился в одну грандиозную стройку. Аэропорт «Емельяново», театр оперы и балета, КАТЭК, огромное количество других проектов, которым повезло воплотиться до старта горбачевской перестройки… Край в эпоху, которую сегодня по недоразумению называют застоем, получил мощную индустриальную базу. Именно она позволила региону относительно благополучно пережить ельцинское лихолетье.
Ничего этого не было бы, если бы красноярцам не повезло с руководителями, умевшими не только видеть стратегическую перспективу, но и добиваться поставленных целей. Мне в свое время посчастливилось пообщаться с архитекторами красноярского чуда – Владимиром Ивановичем Долгих и Павлом Стефановичем Федирко – легендарными руководителями края в семидесятые – восьмидесятые годы. Они рассказали мне, как отстаивали свои идеи на самом верху, как добивались поддержки Брежнева, как на преображение глухой провинции в мощный регион работал весь Советский Союз…
Заряд энергетики той эпохи оказался настолько мощным, что не исчез даже после крушения советской империи. Созидательный дух Федирко и Долгих, например, несколько неожиданно воплотился в Валерии Зубове – профессоре-экономисте, чье губернаторство пришлось на очередную российскую Смуту. Невыплаты зарплат, неравная борьба с московскими олигархами за краевую собственность, гигантские проблемы практически во всех сферах не помешали Валерию Михайловичу начать строительство метро и пытаться запустить кроссполярные перелеты из Азии в Америку. И не его вина, что у следующих губернаторов оказались другие приоритеты…
Не впустую прошли для края и восемь лет губернаторства Александра Хлопонина. При нем реанимировали проекты освоения Нижнего Приангарья и других северных территорий, которые также были задуманы еще во времена красноярских десятилеток. Александру Геннадиевичу пришлось проявить недюжинные таланты лоббиста, чтобы убедить руководство страны и крупные компании в перспективности старых идей. Думаю, успеху способствовали не столько навыки топ-менеджера, сколько советы Долгих и других ветеранов норильского комбината. К ним, по словам самого Хлопонина, он всегда внимательно прислушивался.
Осталась ли способность к большим дерзновенным проектам у нынешнего краевого начальства? Сложный вопрос. В этом смысле достаточно показательной оказалась весенняя дискуссия вокруг «нужности» или «ненужности» железнодорожной ветки до аэропорта «Емельяново». Как мы помним, идея прозвучала на мартовском совещании из уст Владимира Путина. Но, например, губернатор Виктор Толоконский не побоялся усомниться в ее экономической целесообразности. Но все ли можно измерить сиюминутной выгодой? Лично мне симпатичней позиция спикера Заксобрания Александра Усса, который выступил главным апологетом этой идеи. Все-таки такому региону, как Красноярский край, без большой мечты и без больших проектов никак нельзя.

Александр Чернявский  
Нашли ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter чтобы отправить нам.
Автор публикации: Алексей Соколов
Теги: ЭКОНОМИКА,

Комментарии

Помните, что все дискуссии на сайте модерируются. Ваше сообщение может быть удалено, если оно будет содержать оскорбление, других пользователей сайта, проявления расизма или нацизма, а также спам.
comments powered by HyperComments

Вся аналитика

↑ Наверх