Панорама1
Красноярск
$ 93.2918 € 99.5609
Выборы-2016
24.08.2016 19:36
Михаил Делягин: «Люди живут в кромешной нищете, пока бюджет захлебывается от денег»

Михаил Делягин: «Люди живут в кромешной нищете, пока бюджет захлебывается от денег»

Известный экономист Михаил Делягин встретился с красноярскими журналистами. Доктор экономических наук, автор более чем тысячи публикаций и нескольких книг, разработчик социально-экономической программы правительства Примакова, которую приняли после дефолта 1998 года, поделился мнением, по поводу предвыборной программы партии «Справедливая Россия», список которой он возглавляет в Красноярском крае. А также сделать ряд экономических прогнозов.

Известный экономист Михаил Делягин встретился с красноярскими журналистами. Доктор экономических наук, автор более чем тысячи публикаций и нескольких книг, разработчик социально-экономической программы правительства Примакова, которую приняли после дефолта 1998 года, поделился мнением, по поводу предвыборной программы партии «Справедливая Россия», список которой он возглавляет в Красноярском крае. А также сделать ряд экономических прогнозов.

- Акция партии «Справедливая Россия» - «Делай или уходи» продолжается. Если можно, коротко, ее промежуточные итоги.

Михаил Делягин: На сегодняшний день более трех с половиной миллионов подписей собрано. При этом расширяется список пожеланий,  которые люди выдвигают, потому, что на бланке есть такая возможность.  Сейчас уже 8 пунктов.  Если начиналось все с «грабежа» за капитальный ремонт, то сейчас это достаточно широкая и развернутая программа.  Она включает и кредитную амнистию - это очень больная тема.  И она актуальна для всей страны - не только для Красноярского края. Государство должно выкупать долги людей, которые находятся в сложной жизненной ситуации.  Это и доступное качественное здравоохранение. Без чудовищных настроек в Фонде обязательного медицинского страхования.  Были недавно в больнице под Красноярском. Там главврач переведён из очень глухого места и был готов все рассказать.  Говорит: «Все замечательно, все чудесно. Только знаете коллеги - я сейчас не могу говорить. У меня проверка из фонда обязательного медицинского страхования.  Если я сейчас перед ними не спляшу гопака в правильной форме меня накажут очень жестоко».  При этом у больницы забирают 20% денег. Это реальная проблема даже в благополучных оазисах.  И образование нормальное, бесплатное.  Но главное, что мы сейчас видим в экономике, это то, что государство искусственно выводит деньги из страны.  Нам говорят «денег нет, но вы терпите».  При этом на 1 июля, когда эти слова были сказаны, неиспользованные остатки средств федерального бюджета были 7,8 триллионов рублей.  А это полугодовые расходы всего государства.  На 1 августа это сумма уже 8,3 триллиона рублей.  Поэтому вопрос «или правительство будет выполнять свои обязательства, или оно должно уйти», ставится все более остро.

-Вы говорили, что Красноярский край это некий «паровой котел», которому не дает развиваться федерация. Как вы это можете пояснить?

Михаил Делягин: Красноярский край находится в уникальных условиях по ряду позиций. Одна из них в том, что исключительно богатый регион, с огромными возможностями, с огромным промышленным потенциалом, находится под абсолютным прессом федеральной политики. Есть регионы, которые могут через него пробиться – если они находятся около экспортных портов, или около Москвы. Но их немного. Красноярский край, это живой регион, готовый к развитию, который просто находится под прессом неадекватной федеральной политики. И в части безумного налогообложения, и в части принципиального отказа от развития, и в части дорогих кредитов, и в части безумной политики в области электроэнергетики, когда вы платите дороже, чем Китай, имея на территории, дешевые источники электроэнергии в виде ГЭС. Если этот пресс убрать, Красноярский край распрямится мгновенно, здесь начнется очень быстрое и очень мощное развитие.

Я понимаю, когда за последние 15 лет в Красноярском крае было закрыто около 20 предприятий.  Но когда у вас оказываются закрытыми пивной завод, два ликероводочных завода, которые существовали с 19 века – это, вообще, как?   А это называется произвол монополий.  Когда приходит крупная корпорация, покупает предприятие, чтобы его закрыть. Чтобы не было конкуренции ни в какой форме.  Это классический пример недостаточного государственного регулирования. Красноярский край зарабатывает потрясающие деньги. При этом у вас забирают две трети — это нарушение налогового кодекса, по которому половину налогов, которые собирает регион (кроме внешней торговли) нужно оставлять в регионе. Это нарушение бьет по краю значительно больнее, чем по другим регионам. И это нужно исправлять. Но ведь огромную часть денег крупные корпорации не просто не платят в Красноярском крае — они вообще их не платят в России, выводя в офшоры. Если бы они заплатили налоги, бюджетная ситуация была бы совершенно иной и в России, и в Красноярском крае.

- Вы уже успели поездить по Красноярскому краю. Что вас впечатлило, что удивило?

Михаил Делягин: Мы в «Справедливой России» написали предвыборную программу. И федеральную, и региональную.  И когда эти написанные функции наполняются плотью и кровью, во время поездок на территории, это производит очень сильное впечатление.  Одно дело знать, что нужна газификация региона.  Что это нелепо, когда в Красноярском крае даже есть локальные месторождения газа, но они не используются.  Другое дело, когда на том же юге Красноярского края, где даже арбузы выращивают, до сих пор печное отопление.  И зимой от этого смога нечем дышать.  Проблема экологии в Красноярском крае вообще стоит очень остро. Вот выходишь на балкон с прекрасным видом на реку… Делаешь вдох и понимаешь, что ты напрасно его сделал.  Одно дело знать, что есть такая проблема вывоза мусора с территорий,  в том числе севера края.   Другое дело видеть в Богучанах гору пластикового мусора и видеть пасущихся рядом коров.  И понимать, что это молоко «бешеной коровки» сегодня вечером будут пить дети.  При этом люди, которые должны контролировать выбросы, по Федеральному закону не имеют права нормально это делать.  Им за две недели нужно предупредить куда они и что будут проверять.  Все это реальные проблемы, которые производят очень сильное впечатление.

Есть и позитивные примеры. Например, местные депутаты в Абанском районе запретили ямочный ремонт дороги.  И там делают только нормальный, человеческий ремонт.  Поэтому, когда проезжаешь там - дороги нормальные. А дальше дорог нет никаких. Едешь как по танковому полигону.

- Возвращаясь к большой партийной программе «25 справедливых законов». Как можно адаптировать их на красноярскую землю?

Михаил Делягин: Самое простое, самое острое и самое болезненное: человек который работает должен получать зарплату не ниже реального прожиточного минимума.  Как жить на 8000 руб. в месяц, например, работникам здравоохранения (санитаркам) непонятно.   Это кромешная нищета и кромешная безысходность. При том, что бюджет захлебывается от денег. 

Нужно наводить порядок в программе капитального ремонта. Даже президент сказал, что девяносто семь миллиардов по ней с людей собрали, а контрактов заключили на 25 миллиардов. Значит не нудно было столько много с народа собирать?

 И нужно запускать процессы развития.  Нужно нормализовать налоговую систему, которая у нас чудовищна. Почему у нас в стране пенсионный кризис? Потому, что чем человек беднее, тем больше он платит обязательных платежей и налогов. У нас формально плоская шкала подоходного налога, которого нет нигде в мире, но при этом регрессивная шкала обязательных социальных взносов. Получается налоговый рай для миллиардеров и налоговый ад для всех остальных. До 30 млн человек работают в теневой сфере и налогов не платят. Поэтому должна быть прогрессивная шкала налогообложения доходов, как во всем мире. И государство должно свои обязательства исполнять.  Если было заявлено, что с повышением акцизов будет отменен транспортный налог, надо это делать.  Поэтому, правительство страны должно исполнять свои заявленные обязательства. Тем более, что денег у них «как у дурака махорки». 

- Красноярский край последние несколько лет лидер по урожайности в Сибири. Как вы считаете, удалось ли здесь реализовать, так называемую программу, импортозамещения?

Михаил Делягин: Импортозамещение получилось в той степени, в которой были введены контрсанкции.  Эта вещь, не связанная с систематической государственной поддержкой.  Безусловно, государство довольно много вкладывает в сельское хозяйство.  Но когда люди начинают гордиться экспортом зерна, приходится им напоминать, что экспорт зерна это всего лишь импорт мяса.  Мы сейчас используем наши возможности сельского хозяйства дай бог если на треть.  Здесь еще что называется «конь не валялся».  Достижение, конечно, есть. Но они недостаточны.  Когда люди развивают производство на коленке своими руками, поднимая его руин -  здесь государство и должно помочь. В том числе и с рынками сбыта.  Государственная поддержка сельского хозяйства должна быть системной.  

- Как вы относитесь к популярной идее государственно-частного партнерства?

Михаил Делягин: Это очень хороший термин. Только им не надо прикрывать коррупцию.  Когда государство и бизнес вместе делают что-то важное, это разумная вещь.  Например, перенос мощностей старого никелевого завода в Норильске на новые мощности с участием компании Норильский Никель, краевых и федеральных властей - это хороший пример. Теперь намного меньше происходит загрязнение окружающей среды.  А когда Законодательное собрание Красноярского края дарит самому «нуждающемуся» в крае предприятию РУСАЛ налоговые льготы на пять с половиной миллиардов рублей под строительство поселка для рабочих на Богучанском алюминиевом заводе, это как расценивать?  Ведь рабочие там будут жить только пока работают на этом заводе.  Получается, что если человек испортил на предприятии здоровье, вышел на пенсию или у был уволен по другим причинам, то он становится проблемой края. А деньги уже потеряны. С моей точки зрения такое частно-государственное партнерство нужно карать.

- С чего должна начать свою работу Государственная Дума следующего созыва?

Михаил Делягин: Это мое личное мнение, но, по-моему, первое, что должна сделать Государственная Дума, это блокировать федеральный бюджет на 2017 год.   На мой взгляд заведомо «преступный» бюджет, не имеющий никакого отношения к развитию.  Он будет делаться по тем же шаблонам что и прежние бюджеты.  Это снова будет антиконституционный бюджет.  В Конституции есть строчка что наше государство гарантирует своим гражданам право на жизнь.  Для меня, как для экономиста, право на жизнь - это реальный прожиточный минимум.  А у нас в стране официально людей с доходом меньше прожиточного минимума более 20 миллионов человек.  И государство им право на жизнь не гарантирует.  А ведь максимальная цена вопроса 800 миллиардов рублей.  Это 10% от того, что валяется в федеральном бюджете сейчас без движения. 

Кроме того, нужно останавливать взносы за капремонт, нужно останавливать кадастровую оценку земли, отменить, как было обещано властями, транспортный налог. Все это сделать достаточно просто – нужно принять решение.

- Как можно сделать красноярский край привлекательным для развития, инвестиций, привлечения сюда специалистов и т.д.  

Михаил Делягин: Если страна развивается, работает на себя, то промышленный центр должен быть здесь в Красноярском крае, просто исходя из дешевой электроэнергии и логистики. А если страна не развивается и работает на экспорт, то вся промышленность, которая здесь была собрана при советской власти, оказывается ненужной, потому что до экспортных рынков и Москвы не дотянешься, а других рынков нет. Как только от разграбления страны перейдут к ее развитию, как только мы заставим государство отказаться от порочной политики 90-х годов, здесь начнется восстановление промышленного центра с опорой на дешевую энергию и исходя из транспортной доступности.

- Ваш прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие время.

Михаил Делягин: У меня, в моих прогнозах, была одна серьезная ошибка. Я не учил «фактор Путина». Он все же обеспечил за счет своей политики некоторую стабильность. Не допустил катастрофических для страны последствий во время последнего кризиса. Что касается сегодняшних прогнозов, то, к сожалению, скорее всего после выборов нас ждет очередное ослабление рубля.  Это произойдет до конца года.  Невозможно начать развитие по щелчку - это инерционный процесс.  Государство сейчас блокирует развитие экономики, отказывается от ограничения деятельности монополий, борется с отдельными коррупционерами при попустительстве коррупции как таковой. Поэтому, единственный способ поддержать экономику и пополнить текущие доходы бюджета, это ослабление рубля.